Возможности конструктивного обсуждения сложных ситуаций в обществе

Каждый день, когда мы слушаем радио, смотрим телевизор, читаем газеты или новости в Интернете, нам становится известно о самых разных тревожных, а порой и трагических событиях. Эти события не оставляют нас равнодушными, и мы стремимся разобраться в том, что же они значат для нас, в том, как они могут повлиять на нашу жизнь, и в том, какую позицию мы можем занять в ответ на эти события. Бывает, что они вызывают у нас глубокую печаль, или гнев, или страх, или замешательство. Мы чувствуем, что не способны понять все значение этих событий – будь то убийство какого-нибудь активиста, межэтнический конфликт, испытание ядерного оружия и пр. – в одиночку. Разговоры о волнующих событиях, обсуждение репортажей или статей возникают на работе, дома, при встрече с друзьями. Однако часто, обращаясь к другому человеку для того, чтобы он помог нам прояснить нашу собственную позицию, мы обнаруживаем, что диалога не получается.


Подобные события высвечивают различия в наших ценностях и убеждениях, в том, во что мы верим и что считаем правильным. К сожалению, часто эти различия выражаются в наших разговорах так, что приводят к обидам, заслоняют и те основания для взаимопонимания и сотрудничества, которые у нас уже имеются. Мы начинаем думать, что «совсем не знали» раньше близкого человека, который высказал по волнующему нас вопросу мнение, резко отличное от нашего. Может возникнуть конфликт, раздор между людьми; непримиримость по одному какому-то поводу может испортить в остальном очень хорошие отношения. Если изменить масштаб рассмотрения, можно сказать, что обиды, конфликт и раздор между близкими – это зачатки Войны. Тогда возникают вопросы: как можно обсуждать болезненные темы, чтобы в обсуждении возникали зачатки Мира — уважение друг к другу, признание различий, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству? Как говорить об этом с детьми? Как строить разговор таким образом, чтобы учитывать различия в культуре, в религиозных и политических убеждениях, их смысл и последствия в жизни людей, — таким образом, чтобы эти различия не становились непреодолимыми?

Для тех, чьим основным рабочим инструментом является слово, возникает вопрос: какого рода публикация может быть максимально полезной в такие моменты? Мы знаем, что существует достаточно большое количество изданий и сайтов в Интернете, где люди могут высказать свое мнение. Что особенного можем предложить мы, нарративные практики? Можем ли мы создать публикацию, которая будет не просто излагать определенную точку зрения, и тем самым апеллировать преимущественно к тем, кто уже разделяет эту позицию, но публикацию, которая поможет людям обсуждать волнующие их темы и вопросы, не приводя к усилению противостояния и дальнейшей поляризации мнений?

Мы не считаем, что у нас есть простые ответы на сложные вопросы, которые ставит перед всеми жизнь, и мы не хотели бы, чтобы наши тексты воспринимались как заявление в поддержку определенной политической позиции. Однако то, что мы пишем, ни в коей мере не является «нейтральным», в том смысле, что мы не предоставляем «равного пространства противоположным точкам зрения». Нам хотелось бы создавать такие публикации, которые помогали бы людям, говорящим по-русски, обсуждать сложные ситуации в обществе, хотелось бы сделать доступными некоторые идеи, предположения и приемы, способствующие конструктивному обсуждению непростых тем. В подобных ситуациях люди часто испытывают замешательство, и мы стараемся признать это: очень правильно и полезно бывает иногда «не знать, что и думать» — это состояние неопределенности может побудить нас стать более внимательными к разным альтернативам и привести к открытию и разработке новых возможностей развития.

Понять, что может способствовать конструктивному обсуждению, не так-то просто. Мы для себя сформулировали некоторые мысли и подходы, которые оказались для нас полезными. Мы надеемся, что, когда вы прочтете их, у вас возникнут свои идеи и соображения, о которых мы будем рады узнать – так же, как о вашем опыте конструктивного обсуждения сложных тем. Мы полагаем, что очень важно иметь в виду возможные последствия подобного рода обсуждений и в силу этого уделять внимание созданию комфортных и безопасных условий для разговора.

Мы считаем, что задавать вопросы полезнее, чем вступать в дебаты, отстаивая правильность собственной точки зрения и опровергая позицию собеседника. Если человек пришел к какому-то выводу (например, что убийство Политковской – это (не)хорошо), можно попросить рассказать, каким образом он пришел к этому заключению, почему он так думает. Если при этом человек озвучивает какие-то принципы, упоминает ценности (например, говорит о том, что убивать вообще нехорошо или что поступки некоторых людей не соответствуют его представлению о патриотизме), можно расспросить об истории этих ценностей и принципов в жизни человека. Ни один принцип не является врожденным, все они усваиваются в каких-то ситуациях общения и взаимодействия.

Слушая то, что говорит собеседник, может быть полезно обращать внимание на то, что не проговаривается в открытую, но подразумевается. Мы всегда можем охарактеризовать какое-то явление только в сравнении с другими. Когда человек говорит, например, о несправедливости или о том, что он больше не хочет так жить, это значит, что у него есть эталон (напрямую не упомянутый, но подразумеваемый), с которым производится сравнение, — представление о том, что такое справедливость и как именно ему хотелось бы жить. Выяснив, что же это, можно поинтересоваться, откуда появились эти представления.

Можно спросить собеседника, интересно ли ему услышать о том, как вы пришли к той позиции, которую разделяете. Возможность рассказать о том, каким образом то, что мы ценим, пришло в нашу жизнь, и что мы делаем для того, чтобы жить в соответствии со своими ценностями, придает сил.

Может также оказаться полезным уделить время обсуждению того, каким образом происшедшее тревожное или трагическое событие повлияло (или продолжает влиять) на жизнь собеседника – на его самочувствие, на мысли и чувства, на способность получать удовольствие от жизни, на взаимоотношения с близкими людьми и качество работы. Можно спросить, какой вариант дальнейшего развития событий представляется человеку наилучшим, а какой – наихудшим, и почему. Если человек находится в растерянности, можно поинтересоваться, были ли у него подобные состояния растерянности в прошлом, как он обходился с ними, что в них было полезным, а что – потенциально опасным, и что он делал для того, чтобы избежать опасности.

Если человек выражает свою позицию достаточно резко и фанатично, можно поинтересоваться, бывают ли случаи, когда он не так уверен, и что именно тогда заставляет его сомневаться (этот вопрос тоже может вывести нас на значимые для человека ценности и принципы).

Когда мы слушаем рассказ другого человека, важно давать отклик на его историю таким образом, чтобы он чувствовал себя понятым и услышанным. Здесь полезными оказываются четыре категории отклика, разработанные Майклом Уайтом:
а) Какие именно слова и выражения, использованные рассказчиком, привлекли ваше внимание, тронули вас, запустили работу вашего воображения и т.д.?
б) Что эти слова и выражения говорят вам о том, что за человек рассказчик, что для него важно в жизни? Какие образы, метафоры приходят вам в голову? Что они могут сказать нам о том, что для рассказчика важно?
в) Почему именно эти слова и выражения привлекли ваше внимание? Как они отзываются, резонируют в вашей жизни? Расскажите вкратце случай из вашей жизни, иллюстрирующий этот резонанс.
г) Как слушание истории рассказчика изменило вас? Какие возможности это вам открывает? Может быть, появилось какое-то новое понимание, или в фокусе оказалось нечто уже известное? Возможно, теперь вы окажетесь более способными предпринимать определенные шаги, совершать определенные действия (какие именно?)»

Текст был вдохновлен газетой «Контекст» — социально-политическим изданием, выходившим в Далвич-центре «к случаю», — и материалами Кэйтэ Вайнгартен про «обыденный шок».

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: