О «контрпереносе» и скрытых практиках власти

(продолжаю читать последнюю книгу Майкла Уайта «Нарративная практика: разговор продолжается»)

Мне было очень удивительно обнаружить в ней главу «О контрпереносе». Нарративная практика — и контрперенос, шутить изволите? Это же не психодинамическая терапия. Дэвид Денборо объяснил мне, что Майкл в свое время тоже очень удивился, когда его пригласили выступить на конференции, посвященной контрпереносу.

Когда я начала читать, я (как в глубине души и ожидала) обнаружила в этой главе нечто, исключительно для меня важное и интересное; поделюсь, может быть, это будет интересно и вам.

Майкл пишет о том, что время от времени любой терапевт оказывается вброшен своей работой в переживания обиды, разочарования, отчаяния и «что это было, вообще?» В таких ситуациях возникает большой риск приписать клиентам негативную мотивацию («это они нарочно»). «В некоторых случаях, — пишет Майкл, — терапевты оказываются подвергнуты определенным практиками власти, направленным на умаление и дисквалификацию».

Не знаю, как у вас, а у меня за время моей практической работы было четыре случая, которые приводили меня в состояние «что это было, вообще?» и заставляли почувствовать себя некомпетентным специалистом, выбивали почву из-под ног и заставляли сомневаться и подвергать «полицейскому надзору» каждое свое слово, жест, мысль и переживание. Это приводило на то или иное время к «параличу воли». Более того, ситуации «что это было, вообще?» заставляли меня забыть о всех остальных случаях, когда у нас с людьми, обратившимися за помощью, складывались партнерские отношения и мы проделывали хорошую работу, чтобы ограничить влияние проблемы на жизнь людей и дать возможность людям жить предпочитаемой жизнью.

Когда я думала обо всех этих ситуациях «что это было, вообще?» и о том, чем они похожи, это напоминало мне опыт отношений с человеком, практикующим психологическое насилие, манипуляции, умаление другого и пр. Совсем непростая ситуация для взаимодействия, особенно если твоя профессиональная этическая позиция подразумевает критическое отношение к собственной практике и стремление избежать тотально-негативного описания другого человека. Скрытые практики власти, завербовавшие собеседника, используют эту этическую позицию в качестве «крючка».

Читаю книгу Майкла дальше, добираюсь до главы «работа с мужчинами, совершавшими насилие». Обнаруживаю там подраздел о том, как техники, практики и конструкты доминирования (т.е. подчинения других людей себе) реализуют себя в разговорах людей, совершавших насилие, с терапевтом.
Это практики,
уменьшающие переживание виновности и связанное с ним переживание стыда («со мной все в порядке», «это они (вы) что-то делаете не так», «моим поступкам есть оправдание в моем прошлом» и пр. — примеры в скобках все мои, ДК);
практики интерпретации личной истории пострадавшего таким образом, что в результате он оказывается в социальной изоляции («если ты меня любишь, ты будешь проводить время именно со мной»; «я следил за вашими перемещениями — вы довольно много развлекались, а при этом говорили, что у вас не было времени ответить на мои письма; где логика, я спрашиваю?»);
практики указывания людям на «несостыковки» в их поведении, как если бы они должны были (тому, кто оказался рекрутирован воспроизводить доминирование) быть абсолютно согласованными, а он вправе был бы выносить им на этот счет моральную оценку («вот, вот там-то и там-то в другом контексте вы сказали то-то, а вот тут вы сказали совсем другое — вы лгали? когда? извольте объясниться! вы лживый и непорядочный человек!»)
практики приписывания идеальных качеств отдельным людям, а потом обвинение их в том, что они этим качествам не соответствуют («вы ведь такой мудрый, особенный человек! Я хотел бы узнать о вас больше! Как, вы сказали то-то и то-то? Значит, вы не мудрый человек, а только выдаете себя за такого! Вы шарлатан!», «только вы способны меня понять… ну вот, и вы тоже меня не поняли»)
практики запугивания («если вы будете продолжать так себя вести, у вас все будет плохо!», «как вы посмели обсуждать что-либо, относящееся к работе со мной, включая и ваши чувства, с супервизором? Вы меня предали! А если я начну обсуждать мои чувства, связанные с вами, с кем попало? как это отразится на вашей репутации, а?»)
практики вынесения оценки/суждения касательно поступков, мыслей и переживаний других людей
практики «обращения взгляда», т.е. изменения направления «нормирующего взгляда», когда вместо истории клиента в фокусе оказывается терапевт и его «адекватность занимаемой должности», и это оказывается препятствием на пути терапии.

Майкл в таком случае предложил идею, которая для меня оказалась нова и интересна. Сохраняя экстернализацию «практик доминирования», предложить собеседнику обсудить список тактик, которые практики доминирования могут применять, чтобы помешать терапии (для этого надо иметь под рукой такой список :)), чтобы иметь возможность на будущее избегать таких препятствий. «Если вы не против, — говорит Майкл, — всякий раз, заметив на нашем пути подобные препятствия, я буду предлагать вам вернуться к этому списку и обсудить, как именно данное конкретное препятствие может быть названо и преодолено. Мы с вами вместе займем позицию исследователей этих препятствий».

Когда я размышляла о четырех случаях «что это было, вообще?», мне казалось, что способ работы в таких ситуациях относится к категории «работы с людьми, совершающими насилие». Майкл только что очень отчетливо подтвердил эту догадку; теперь понятно, где смотреть дальше. (Спасибо, Майкл!)

Интересно отметить, что из этих четырех случаев «что это было, вообще?» мужчины составляли половину, а вторую половину — женщины. Я думаю, это наша российская культурная специфика, когда практики насилия не так сильно связаны с гендером, как в западной культуре. У нас это не столько о том, чтобы «быть мужчиной», сколько о том, что «выживает сильнейший» (как если бы единственным способом выбраться из сточной канавы было бы наступить на голову соседу, ага; «не гони волну» в качестве пресечения попыток социальной активности тоже относится к той же самой метафоре).

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: