Будущим психологам сообществ предлагалось завести блокнот или тетрадку, и на внутренней стороне обложки записать себе четыре вопроса:
1. Что я сделал хорошо?
2. Что это говорит о том, что для меня важно? Какие у меня есть умения?
3. Что бы я в следующий раз стал делать по-другому?
4. Чему мне для этого необходимо научиться?
Эти наводящие вопросы помогают занять активную позицию в учении — в любом контексте.
Оценки за этот дневник студентам не ставились, естественно, но примерно раз в три месяца студенты должны были представить своему супервизору рефлексивное эссе на 2-3 страницы, в котором им предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Какие темы повторяются?
2. Чего не хватает из того, что должно бы быть?
3. Какие изменения произошли в записях?
4. Что стало более важным?
5. Что стало менее важным?
6. Как изменилось с тех пор ваше восприятие и понимание ситуаций?
7. Как изменилось ваше представление о том, что значит «быть профессионалом»?
8. В чем вы стали более уверены?
9. С какими ситуациями вы стали справляться лучше?
Обсуждение этого эссе с супервизором, насколько я понимаю, и являлось «зачетом».
Я знаю, что несколько человек из нарративного сообщества взяли эти вопросы за основу и стали у себя на работе проводить мероприятия, способствующие взаимной поддержке и взаимному обучению сотрудников.
Они не только для специалистов, но и по жизни тоже хороши. Можно их использовать всякий раз, когда возникает эмоционально затрагивающая и не совсем понятная ситуация.
Более того, эти вопросы можно «забросить в будущее», чтобы посмотреть на сложную ситуацию в будущем из еще более удаленного во времени момента:
1. Вспоминая ту сложную ситуацию, которая прошла и завершилась хорошо, чем в своем поведении я довольна?
2. Что это говорит о моих ценностях и умениях?
Последние два вопроса «выворачиваются» следующим образом (из настоящего в будущее):
3. По прошлому опыту сходных ситуаций, в чем для меня риск и где надо подстелить соломки?
4. Что я могу для этого сделать?