продолжение конспекта книжки Ray, P.H.& Anderson, S.R. (2000). The Cultural Creatives: How 50 million people are changing the world. Harmony Books.
Как люди становятся «создателями культуры»?
в основе выбора этого пути лежит решение «идти поперек» и не следовать навязываемым ценностям доминирующей культуры
«когда ты начинаешь видеть свои «пределы», они перестают быть таковыми» (с) Маршалл Маклюэн
и этот, казалось бы, сугубо личный выбор имеет масштабные последствия в силу того, сколько людей такой выбор совершают
но в личной истории человека подобный выбор всегда сопряжен с чувством непонятости и одиночества — до тех пор, пока не «подтянутся» или не «встретятся» единомышленники
некоторые люди находят полезным открытую публикацию достаточно личной информации — в надежде, что единомышленники подтянутся; этот риск, чаще всего, оправдан
люди при этом начинают осознавать многие из тех социальных и культурных предписаний, которые они раньше считали «само собой разумеющимися»; жизнь от этого усложняется
людям приходится пересматривать свою систему убеждений, проводить переоценку ценностей и занимать позицию по отношению к различным убеждениям и ценностям
в течение некоторого времени у них существует разрыв между «внешней» и «внутренней» жизнью: внутренняя уже успела измениться, а внешняя еще нет; мучительный период фальши и схизиса
вступив на новый путь, люди всегда сталкиваются с критикой, внешней и внутренней; они особо чувствительны к критике, потому что склонны искать в ней конструктивное зерно; не поддаваться на провокации помогает сообщество единомышленников (например, виртуальное)
бросая вызов само собой разумеющимся предписаниям доминирующей культуры, люди «наступают на мозоль» тем, кому выгодно текущее положение вещей; и эти последние будут ставить палки в колеса
иногда люди, стремящиеся реализовывать свое предпочитаемое жизненное направление, считают, что безопаснее делать это «втихую», «не афишируя»; именно поэтому «создатели культуры» и не знают, насколько их на самом деле много
в Западной культуре принято говорить о «тряпках» и о личной жизни знаменитостей, но не принято говорить о собственных мечтах, ценностях и жизненных принципах; странная инверсия — интересно, как изменился бы мир, если бы было наоборот?
Как в обществе вообще возник такой феномен?
все современные американские «создатели культуры» находились и находятся под прямым и косвенным влиянием социальных движений, начавшихся в 1960-е годы
культурно-креативная субкультура является процессом и результатом конвергенции этих отдельных друг от друга социальных движений в макрокультурный феномен
каждое социальное движение может рассматриваться как серия концентрических окружностей. Центральная — это сотни лидеров, активисты, организации. Более широкая окружность — это тысячи активных сторонников. И вокруг них — облако «симпатизирующих», насчитывающее миллионы; хотя эти люди не «выходили на площадь», но они задумывались о происходившем, обсуждали это с близкими и друзьями, и в итоге стали видеть мир иначе — и иначе воспитывать детей
аналитики обычно считают, что для того, чтобы социальное движение могло считаться значимым, оно должно быть радикальной и хорошо организованной политической партией, вроде большевиков или национал-социалистов; или являться террористической организацией, вроде «Хамас» или дружин ультраправых; или действовать сфокусированно и эффективно, как движение профсоюзов на ранних этапах своего развития
однако у любого социального движения есть три аспекта: политический в традиционном смысле слова, связанный с демонстрациями и пр.; деконструктивный/конструктивистский, направленный на то, чтобы делать видимыми и опротестовывать «само собой разумеющиеся» культурные представления и создавать альтернативные описания; и направленный на трансформацию сознания и бытия отдельного человека. Два последних аспекта можно назвать «культурно-трансформативной работой социальных движений», и она подразумевает создание сообществ взаимной поддержки. Эта работа «почти невидимая», она не привлекает внимания общественности так, как политические выступления.
при этом центральным аспектом любого социального движения является именно деконструктивный/конструктивистский
представления о моральной ответственности человека у американцев сильно расширились, начиная с 1950-60-х годов, люди стали гораздо больше озабочены системными последствиями своих решений и поступков
и произошло это под влиянием, в первую очередь, движения «зеленых», женского движения и движения за гражданские права (а также еще примерно 20 движений)
очень важный принцип, транслируемый этими движениями: «сам действуй в соответствии с теми ценностями, которые провозглашаешь»: отсюда «личное и есть политическое», «личное и есть профессиональное»; отсюда обостренная чувствительность к фальши и отчуждению (в марксистском смысле этого слова)
еще один принцип: если ты пытаешься изменить старую культуру, ты не должен принимать те решения проблем, которые она тебе предлагает. Это старые решения, а ты должен искать новые.
еще один принцип: осознавать, что проблемы, с которыми сталкиваешься ты, не уникальны, с ними сталкиваются и другие люди — и решение имеет смысл искать не только и не столько для себя лично, но и для всех остальных; способствовать тому, чтобы люди помогали друг другу
сообщество единомышленников — ключевой фактор, делающий все это возможным
В 1960-70-е годы социальные движения в Америке были очень заметны, а потом как-то перестали быть настолько заметными. Куда же они подевались?
во-первых, они ушли с общенационального уровня на локальный.
во-вторых, изменилась политика СМИ; протестные шествия перестали быть «новостью», их перестали снимать и показывать, т.к. «неинтересно». А если и показывали, то материал подавался сквозь призму сериала «что сказал тот или иной одиозный политик по тому или иному поводу», а информация о самом социальном движении не предоставлялась.
в-третьих, акцент сместился с политической активности движения на его культурно-трансформативную работу; например, женское движение породило всплеск женского искусства, женского бизнеса и женских центров
в-четвертых, некоторые движения перекочевали из «оппозиции» в «мэйнстрим»
на самом деле, ответ на вопрос «куда подевались социальные движения» — это и ответ на вопрос «откуда взялись все эти культурно-креативные миллионы»