Это продолжение (третий кусок) конспекта книги
Ray, P.H.& Anderson, S.R. (2000). The Cultural Creatives: How 50 million people are changing the world. Harmony Books.
Авторы утверждают, что ключевыми факторами для возникновения культурно-креативной субкультуры в США послужили два: экологическое движение и движение, связанное с «развитием и расширением сознания».
Экологическое движение
для того, чтобы почувствовать себя «мы», людям часто бывает нужно объединиться против общего врага
здесь мы его уже имеем в виде экологических проблем
когда люди достигают уровня дохода, позволяющего им не только бороться за существование, у них появляется возможность воспринимать информацию о глобальных проблемах
помимо протеста, важно еще иметь видение позитивного будущего
и уже на основе него разрабатывать технологии и создавать формы искусства
сторонники экологического движения не просто политические активисты — они стремятся реорганизовать все аспекты культуры так, чтобы защищать планету
«мы не правые и не левые — мы впереди!»
осознают свою взаимосвязь с другими социальными движениями
важнее грандиозного свершения героя-одиночки оказывается совокупность малых шагов, добровольно предпринимаемых множеством людей на протяжении длительного времени
общественности эти малые шаги часто невидимы, и каждый из активистов считает «нас немного; только вот мы с друзьями»
интересно, что бы изменилось, если бы эти люди знали, сколько их на самом деле?..
больше ориентация на сообщество и участие
при этом критическое отношение к либерализму и марксизму, так как они слишком ориентированы на рост и материальное производство
готовность делать хотя бы что-то уже сейчас, а не ждать у моря погоды
принимая коллективную ответственность за будущее, люди принимают позицию «предков» по отношению к будущим потомкам
«совершать поступки ради блага, распространяющегося до седьмого колена»
например, сохранять прекрасные уголки природы в качестве храмов, которые точно Божьи
«создатели культуры» не считают, что есть какая-либо несовместимость между экологическим движением и социальной справедливостью
финансовые организации и корпорации стремятся поддерживать рост собственного дохода, невзирая на то, что с системной точки зрения, бесконечный рост невозможен
пока что большинство «создателей культуры» не знает, как с этим бороться
но они продолжают искать новые решения
Развитие и расширение сознания
достижения, которые раньше приписывались только мудрецам, поэтам и святым, на самом деле потенциально доступны всем
первое поколение в этом движении — индивидуально ориентированное, «личное пробуждение», — вплоть до предельной эгоцентричности
Чогъям Трунгпа говорил об этой волне как о «духовном материализме»
т.е. усилении собственной эгоцентричности техниками, заимствованными из духовных практик
но в таком масштабе это, как и Нью-Эйдж, есть ничто иное, как переходный феномен
в 60-е и 70-е представители социальных движений и движения за расширение сознания представляли собой практически непересекающиеся множества
каждое из них считало, что именно оно — ответ на мировые проблемы
но «создатели культуры» в своей жизни сплетают между собой эти течения: любовь к природе, социальную активность и духовный путь
они вообще в очень многих областях жизни занимаются «наведением мостов»
те, кто занимались расширением сознания, делали «невидимую работу»
их было поначалу всего несколько тысяч человек
а сейчас их уже десятки миллионов
и в этом смысле хорошо, что появился Эсален, где они могли собираться
в Эсалене было порождено множество экспериментальных культурных форм
за прошедшие годы многие «новички» и «любители» стали мастерами
и у них появилась масса жизненного опыта, характерного для зрелого возраста
они стали создавать новые школы, учебные центры и социальные службы
они поняли, что когда работаешь на изменение культуры, упорство оказывается крайне важным
именно те, кто не сходит с дистанции 10-20-30 лет, оказывает существенное влияние на культуру
для этого им нужны новые формы институциональной поддержки, чтобы не строить с нуля при каждой новой итерации
возникает вопрос: где взять на это денег? и какие навыки нужны для создания подобной институциональной поддержки
нужно простраивание опор для подобного «строительства»
второе поколение — культурное пробуждение; ориентация не только на личное благо, но и на деятельность на благо других существ
исследования показали, что выраженность интереса «создателей культуры» к духовной практике коррелирует с продуктивностью их социальной активности
они создают организации, способствующие тому, чтобы одни группы людей помогали другим («создатели культуры» помогают помогать)
представители «ядра» группы «создателей культуры» открыты к самым разным способам переживания священного в жизни
89% людей из этой группы убеждены, что для осмысленной жизни необходимо развитие осознанности (в то время как в генеральной совокупности это убеждение разделяет 61%)
активно занимаясь практиками развития осознанности, «создатели культуры» меняют ткань собственного переживания жизни, меняют качество взаимодействия с другими людьми, в том числе и в работе
особенно заметно это в помогающих профессиях, а среди них — в медицине
они способствуют развитию осознанности сообществ и организаций (педагогика освобождения, «позитивный запрос» и пр.)
стараются понять, в чем их дар, талант или особое умение, и стараются найти нишу, в которой это особое умение могло бы оказаться максимально полезным максимальному количеству людей
Конвергенция социальных движений
мировоззрение и позиция разных движений стали все более сходными
особенно в области «невидимой культурной работы», а не политических заявлений
больше акцент не на протест против, а на поддержку альтернативных вариантов
больше акцент на сам процесс социальной активности, а не только на результат
больше осознавания взаимосвязанной природы тех проблем, которые движения стремятся преодолеть
больше понимания, что разные движения нуждаются друг в друге
больше готовность к переговорам и сотрудничеству между движениями
разные движения поддерживаются одними и теми же людьми
и это как раз «создатели культуры»
многие из них задействованы в нескольких движениях сразу
а остальными интересуются
в частности, много читают
опыт, накопленный в рамках одного движения, они несут в другие
и обсуждают этот опыт, свои намерения и ценности, с другими представителями этих движений
так складывается общее «ценностное поле»
и конструктивно-критическое отношение к различным социальным «данностям»
то есть, с одной стороны, зона пересечения влияния на умы разных социальных движений ведет к возникновению «создателей культуры», а с другой стороны, «создатели культуры» создают «наложение» влияния на умы разных движений
есть технологии массовой коммуникации, позволяющие налаживать связи и распространять информацию без задержки