Неописуемое «это вот», или О чувственно переживаемом смысле

Понятие «чувственно переживаемого смысла» (felt sense) ввел в психотерапевтический лексикон Юджин Джендлин, глава школы «экспириенциальной психотерапии» (Experiential Psychotherapy).

Джендлин утверждает, что развитие, понимаемое как трансформация, а не как рост, происходит именно в «сумеречной зоне» между осознаваемым и неосознаваемым. Именно эта зона находится в фокусе психотерапевтической работы. Именно к этой зоне относятся квазителесные чувства-ощущения, которые трудно назвать словами, более едино-слитные и многомерные, чем мысли, чувства и ощущения «дневного» сознания. «Непосредственный опыт переживания пограничной зоны возникает всегда на уровне тела как некие физические, соматические ощущения. Обычно это ощущается где-то в животе, в груди или в горле — в особой области примерно в середине тела. Это скорее телесное ощущение какой-то значимости, непонятной и скрыто присутствующей сложности».

Говоря о «квазителесном», Джендлин подразумевает «тело, как оно воспринимается нами изнутри», иначе говоря — ближайшее пространство, окружающее «я», или точку осознавания. Когда человек находится в контакте с этими ощущениями, он не сомневается в том, что испытывает, не говорит: «я думаю, это так» или «должно быть, это так». Эти ощущения переживаются как личная правда этого человека, присутствующая в его жизни со стопроцентной убедительностью. Собственно, все наши знания приходят к нам из двух источников: мы либо лично пережили это, либо услышали об этом из уст человека, которому доверяем (письменный текст тоже считается).

Джендлин пишет, что если в ходе психотерапевтической беседы не происходит соприкосновения с этими ощущениями, беседа теряет свой собственно-психотерапевтический характер. Именно квази-телесные многомерные переживания служат критерием того, что терапевтический процесс действительно происходит и вызывает какие-то реальные изменения. На квази-телесном уровне при этом возникают ощущения легкости, как будто с души сняли бремя как будто раскрылось пространство, а так же ощущение теплоты.

«Экспириенциальность» терапии Джендлина заключается в том, что при возникновении подобных ощущений клиенту предлагается полностью сосредоточиться на них и на том, что при их помощи получает возможность «прорасти». Эти ощущения не тождественны сами себе, они трансформируются, меняются, причем делают это непредсказуемым образом. Текучесть — их основное свойство, и поэтому, настроившись на них, можно переместиться на непривычные, неизведанные или бывшие недоступными территории.
Когда фокус внимания, наше настоящее, оказывается на этих ощущениях и их трансформации, высвечиваются соответствующие возникающим переживаниям образы памяти и воображения. «Происходящие в настоящем переживания изменяют прошлое», — пишет Джендлин.

«Если из телесных ощущений возникает первый шаг, ведущий к реальным изменениям, это трансформирует вас в целом. Это может быть как очень значительный, так и весьма небольшой шаг, но тем не менее он изменяет всю природу целого. Подобное изменение или “сдвиг” можно испытать на уровне тела и распознать его безошибочно. При этом человек может испытывать чувство непрерывности и целостности происходящего, и когда такая целостность начинает изменяться, изменения ощущаются непосредственно, на физическом уровне».

«Когда делается такой шаг, индивид может ощущать себя по-разному. Скорее всего, возрастет понимание того, что такое “я сам”. Когда у индивида возникает целостное чувствуемое ощущение как объект, доступный восприятию, приходит понимание различия между “я” и этим ощущением. “Это присутствует здесь, а мое “я” есть сейчас”. Совершенно конкретное и непосредственно ощущаемое раз­отождествление (правда, лишь один из способов его осуществления): “Это не есть “я”! Чувствуемые ощущения позволяют сделать открытие, что наше “я”, в сущности, этим ощущением не является. Так человек, испытывая чувствуемое ощущение, может в большей мере стать самим собой».

Джендлин подчеркивает, что настроенность на эти ощущения (иначе говоря, чувственно переживаемые смыслы) позволяет человеку осознать предпочитаемое направление своего развития. Вот что он пишет:»Развитие человека происходит, когда его желание жить и совершать те или иные поступки достаточно глубоко затрагивает его личность вместе с присущими ей надеждами и стремлениями, когда восприятие и оценка самого себя придают новое чувство уверенности, способность “прочно стоять на ногах” усиливается и человек при этом приобретает возможность лучше понимать других. Так индивид обретает чувство своего бытия, он ощущает себя отдельной личностью, достаточно сильной для того, чтобы испытывать желание быть ближе к другим людям, принимая их такими, какие они есть. Человека влечет все, что представляет для него непосредственный интерес, у него возникает желание снова и снова играть в эту игру. Внутри пробуждается нечто, долгое время бывшее неподвижным и безмолвным, стесненное и почти полностью онемевшее; тогда и сама энергия жизни начинает течь по новому пути… поскольку клиент говорит о многих позитивных качествах и результат оказывается драматическим. Его внутренняя сущность оживает, когда положительные мотивы и усилия признаются как им самим, так и психотерапевтом… И когда внутреннее бытие приходит в движение, пусть даже в незначительной мере, этот факт оказывается более реальным и важным, чем любые диагностические оценки».

Чтобы позволить этому проявиться, чтобы вообще мочь работать в «сумеречной зоне», психотерапевт должен позволять себе испытывать замешательство, не спешить «понять, в чем суть». Джендлин пишет: »

При такой реакции нечто, ранее понятное и определенное, превращается в неясное и неопределенное, и эта неопределенность может привести к чему-то совершенно новому».

«Когда у клиента возникает чувствуемое ощущение, необходимо попытаться найти слово, фразу или образ, более всего подходящие к данному чувству. Психотерапевт не знает заранее, какое ключевое слово лучше помогает уловить неотчетливый смысл ощущения. Чувствуемые ощущения имеют свое собственное значение, но обычно оно гораздо более сложное, чем то, что мы можем выразить с помощью обычных слов и понятий. Если же нам удается найти правильные слова, чувствуемое ощущение раскрывается, проявляется еще больше и начинает естественно развиваться. Правильно выбранные слова становятся с ощущением одним целым».

Способ работы с чувственно переживаемыми смыслами Джендлин называет «фокусированием». Он описан в одноименной книге, вышедшей на русском языке в изд-ве «Класс».

Меня в идеях и техниках, разработанных Джендлином, привлекает то, что это как бы заход «с другой стороны» и возможность иначе посмотреть и прикоснуться к упомянутому Майклом Уайтом «Myself» или к «внутреннему движению жизни», о котором пишет Айра Прогофф.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: