Десять тем проекта GenuineStories

Вдохновившись проектом Джули Дэйви, в 2009-м году мы с группой добровольцев провели проект GenuineStories. Участники писали истории по темам и наводящим вопросам, и далее эти истории выкладывались анонимно на сайт-блог проекта.

Вот десять основных тем и инструкции к ним:

«Первая тема

Временные рамки: само написание очерка, письма, зарисовки и пр. должно занимать 15-20 минут (перед тем, как начать писать, можно раздумывать над темой почти сколько угодно (см.ниже). Поставьте себе будильник, таймер, напоминалку, когда будете писать. Как говорил Честертон, «самая большая картина помещается только в самой маленькой раме». Фокусируемся.

Итак, ТЕМА.
Вспомните ситуацию, когда вы находились в замешательстве, или в тупике (разной степени тяжести), и вы прочли историю какого-то реального человека — знаменитого, или «обычного», или широко известного в узких кругах, — написанную от первого лица. Это могла быть история в ЖЖ, в газете, в книге, где угодно. И эта история сильно повлияла на вас — избавив от чувства одиночества, вины, собственной «неправильности» и пр. Возможно, вы почувствовали облегчение, или «можность», или сопричастность и т.п.

Опишите, в каком состоянии/ситуации вы находились до того, как прочитали эту повлиявшую на вас историю. Какие жизненные задачи вы тогда пытались решить?

Опишите вашу встречу с этой историей. Где вы были, когда читали ее? Что больше всего поразило вас, привлекло ваше внимание в ней? Какие чувства у вас возникли при чтении? Может быть, это были какие-то телесные или квазителесные ощущения?

Почему именно эти моменты в истории вызвали у вас отклик? Что вы узнали об авторе из этой истории, о том, что для него важно в жизни, о его особых умениях? Было ли что-то, что вызвало у вас уважение?

Что изменилось в вашей жизни после встречи с этой историей? Возможно, изменилось ваше отношение к себе, к другим людям, к жизненным событиям? Возможно, эта история как-то продолжилась в вашей жизни?

Когда закончите писать, прислушайтесь к себе. Какие чувства у вас возникали, пока вы писали? А какие возникли по окончании письма?

Вы можете поиграть с экспозицией сюжета, если хотите (расположить его не в привычно-линейном «слева направо и сверху вниз» порядке), но это уже литературные изыски. Прислушайтесь к этому опыту, когда будете его вспоминать. Может быть, у вас получится хокку, или верлибр, или сонет?.. Или простой рассказ или письмо, что тоже замечательно.

Не забудьте придумать ему название.

ВТОРАЯ ТЕМА: Любая история, достойная рассказывания, начинается с «перипетий» (это термин из Аристотелевской поэтики). Перипетии — это нарушение статус кво, привычного порядка вещей.

Пожалуйста, вспомните историю о том, как в вашей жизни случилось нечто, чего вы боялись. Кошмар сбылся, и жизнь не может больше быть такой, как прежде. Вы теряете опору… но что-то такое делаете, чтобы восстановить равновесие и научиться жить в новых условиях. Проблема еще не решена, и, возможно, не будет решена еще долго, но вы вышли из состояния шока, «выровнялись» и готовы делать то, что от вас требует ситуация.

наводящие вопросы:

Опишите, как вы узнали о том, что то, чего вы боялись, таки случилось. Вы увидели это своими глазами, или кто-то рассказал вам об этом? Где вы находились? Какая была в тот день погода? Что происходило?

Какова была ваша первая реакция? Что вам хотелось сделать? Пытались ли вы каким-то рациональным или иррациональным способом вернуть все назад? Какие ощущения были в вашем теле?

Какие пути и направления жизни вам тогда закрыло то, что произошло? Жалели ли вы себя? Почему? Если это страшное событие было связано с поступками других людей, как вы тогда относились к ним?

Что в тот момент помогло вам обрести новое временное равновесие? Что вы делали? Что это было за умение? Вы, очевидно, не родились с этим умением, а где-то научились ему, — где? У кого вы научились этому?

Сейчас, когда эта ситуация уже осталась в прошлом, и мы смотрим на нее из настоящего, — как вам кажется, кто больше всего мог бы поддержать ваши действия тогда? За что этот человек мог бы вас похвалить?

Чему вы научились в той ситуации? Если бы вы могли дать совет человеку, оказавшемуся в похожей ситуации, на что бы вы рекомендовали ему обратить внимание?

ТРЕТЬЯ ТЕМА

Ее общее название — «благодарственное письмо».

Ваша задача — вспомнить человека, которого вы не поблагодарили, или поблагодарили, как вам кажется, недостаточно. И написать — обращаясь к нему или обращаясь к читателям — о том, за что вы ему благодарны.

Что это был за человек? Он помог вам? Он вас научил чему-то? Он улыбнулся вам в тяжелый час? Конкретика, конкретика!

Можно завершить предложение, «Если бы ты/вы/он(а) не ________ мне тогда, я бы _______»

Как бы сложилась ваша жизнь, если бы в ней не было этого человека и того вклада, который он внес?

Что помешало вам поблагодарить этого человека тогда? Что изменилось с тех пор, чему вы научились?

Превратился ли вклад этого человека в «переходящий вымпел» — был ли случай, когда вы сделали для кого-то другого то же, что этот человек сделал для вас?

(Возможно, в то время, когда вы с этим человеком взаимодействовали, вам вообще не казалось, что его имеет смысл благодарить, но теперь вы это поняли.)

Это может быть человек живущий или умерший. Это может быть родственник, знакомый, или человек, имя которого вам так и не удалось узнать.

Ограничение здесь такое — это должен быть а) реальный человек, а не персонаж из любимой книги, например, и б) вы с ним реально общались или общаетесь (то есть, если вы страсть как благодарны, допустим, Владиславу Крапивину, но никогда не виделись и не общались с ним, он в данном случае не подходит).

Вопросы анонимности/конфиденциальности: в принципе, вы можете писать так, чтобы вы сами были узнаваемы для того человека, о ком вы пишете, и/или для тех, кто тогда был рядом с вами. Просто не подписывайтесь тогда, чтобы не было связи с другими вашими историями.

После того, как вы напишете и пришлете благодарственное письмо в комменты к этому посту, дайте этому чуть-чуть отлежаться и спросите себя: может быть, имеет смысл связаться с тем человеком, о котором вы писали, и прочитать ему это письмо? Если этот человек уже умер или его трудно найти, может быть, имеет смысл прочитать это письмо кому-то из его близких? Я говорю «прочитать» — потому что голос оживляет чувства. Но если вы не готовы к этому, можно послать письмо, открытку или емэйл.

Бывает, что написание благодарственного письма кому-то, кого вы не (достаточно) поблагодарили, запускает цепную реакцию. Память предлагает нам еще и еще кандидатуры тех, кого имело бы смысл поблагодарить. Если сочтете нужным, можете написать более одного благодарственного письма. Благодарности слишком много не бывает 🙂
Сроки: на написание — 15-20 минут.

ЧЕТВЕРТАЯ ТЕМА

Пусть в этот раз это будет история о том, как в непростой ситуации вы стали делать нечто оригинальное, что-то, что «не принято», чтобы помочь себе и/или другим. Этот ваш поступок или стратегия были поначалу кем-то приняты не самым лучшим образом, но в итоге все получилось даже лучше, чем можно было бы ожидать.

Это во многом — «приключенческая» история.

Наводящие вопросы:

Опишите, что это была за «непростая ситуация».

Как вы пришли к решению действовать «необычным способом»?

Что вас на это вдохновило?

Чего вы хотели достичь?

Что конкретно вы делали?

Что вы при этом переживали?

С какими трудностями вы при этом столкнулись? Возможно, кто-то вставлял вам палки в колеса? Возможно, вы что-то поначалу не учли?

Каков был самый яркий момент противостояния, когда вы столкнулись с «противниками» или «препятствиями»? Как разрешилось это противостояние?

Что получилось в результате? В чем этот результат превосходил ваши ожидания?

Чему вы научились в ходе этого приключения?

Как бы изменилась ваша жизнь, если бы вы чаще вспоминали об этом?

На само написание — 25-30 минут.

ПЯТАЯ ТЕМА

Вспомните эпизод из вашей жизни,
когда вы, взявшись за выполнение сложной, важной, долговременной и трудоемкой задачи
(может быть, это было воплощение вашей мечты, реализация жизненной миссии и т.п., или уход за больным, или преодоление зависимостей и вредных привычек и пр.)
испытали разочарование, устали, отчаялись, вам все надоело и захотелось все бросить к чертовой матери —
но вы так или иначе обрели «второе дыхание», новые силы и новую надежду.
Напишите о том, как именно вы нашли эту новую надежду, новые силы и второе дыхание.

Наводящие вопросы:
1. Опишите ваше стремление, мечту, миссию, задачу. Почему она была сложной и трудной тогда?
2. Что привело к тому, что вы испытали разочарование, устали, отчаялись? О чем вы тогда думали, как воспринимали жизнь?
3. Рассматривали ли вы выбор — «все бросить» или «продолжать»? Если мысль все бросить приходила вам в голову, каково вам от этого было?
4. Опишите, как вы искали новые силы, что помогало вам при этом (или кто)? Как пришло «второе дыхание»?

Не забудьте название. И псевдоним, если хотите. И картинку, если хотите.

На написание, как обычно, примерно 25 минут.

ШЕСТАЯ ТЕМА

Расскажите о том, как вы нашли сокровище. Как библейский царь Саул — пошел искать ослиц, а нашел царство.
Сокровище, естественно, может быть и нематериальным.

Времени на написание, как всегда, примерно 25 минут.

Седьмая тема

«Все-таки это — одно из лучших решений в моей жизни, хоть поначалу так не казалось»

Принимать решения бывает очень непросто. Иногда кажется, что выбираешь меньшее из двух зол. Иногда кажется, что «что бы ни сделал — все равно подлец». Иногда хочется всё и сразу, а приходится от чего-то важного отказываться, чтобы для другого важного образовалось место. Иногда обстоятельства требуют принять решение быстро, и мы идем на это, зная, что времени как следует рассмотреть ситуацию не было. Иногда мы двигаемся в сторону пути, который кажется легче, но остается осадочек.

Расскажите историю о том, как вы принимали непростое для вас решение, и в процессе выбора вам было сложно (и возможно, некоторое время после того, как вы начали воплощать принятое решение в жизнь), — но в результате сейчас вы можете сказать, что все-таки это было одно из лучших решений в вашей жизни.

Наводящие вопросы:
— Как вы осознали необходимость принять решение?
— Что это была за ситуация? Почему невозможно было оставить ее, «как есть»? Какие неприятности, трудности и горести вы могли предвидеть на каждом из путей?
— Что помогло вам принять решение? Что было для вас опорой? (Или кто?)
— Какие ваши опасения подтвердились, а какие — нет?
— Как вы справлялись с трудностями?
— Почему сейчас вы считаете, что это — одно из лучших решений?
— Если бы вы могли что-то посоветовать читателю, оказавшемуся в сходной ситуации, на что бы вы порекомендовали ему обратить внимание?

На написание, как всегда, примерно 25 минут.

ВОСЬМАЯ ТЕМА

«От противного: посмотри вот на это вот, и сам никогда так не делай»

В жизни у каждого из нас бывают ситуации, когда мы определяем свое направление развития «от противного». Иногда это вообще «как угодно, только не так, как X». Иногда это четче, более определенно.
В любом случае, я приглашаю вас припомнить ситуацию, когда некий человек в вашей жизни повел себя как-то так, что это послужило для вас уроком. Вы поняли, что сами ни за что не хотите поступать так же. Вы готовы приложить усилия, чтобы защитить в мире то, что поступки этого человека уничтожают или повреждают.

Пусть это будет достаточно давнее событие (более года тому назад). Не называйте человека, на чьем примере вы научились, пусть он останется неузнанным.

Что произошло? Что сделал этот человек, как он себя повел?

Что вы при этом почувствовали — сразу или чуть позже?

Что вы делали и что — не делали в ответ?

О чем это заставило вас задуматься?

Помогло ли это вам осознать важность какой-то жизненной ценности или принципа?

Что вы стали делать — и, возможно, делаете до сих пор, — чтобы защищать эту ценность или следовать этому принципу?

Каким бы, как вам кажется, мог стать мир, если бы эта ценность больше присутствовала в нем?

Какие умения помогают вам придерживаться этой позиции перед лицом трудностей?

Куда размышления об этом ведут вас в вашей нынешней жизни?

Времени на написание — 30-35 минут.

ДЕВЯТАЯ ТЕМА

«Место утешения и восстановления».

Практически у каждого из нас есть такое место, куда мы уходим в памяти или воображении, чтобы отстраниться от повседневных невзгод, отдохнуть душой, обрести новые силы. Возможно, это место, где вы побывали в реальной жизни, возможно, вы прочли о нем или оно приснилось вам. Неважно. Главное, что это место силы и покоя для вас.
Напишите о нем максимально подробно. Какой там свет? Какие цвета? Если там есть растения, какие они? А наощупь? Если там есть вода, какая она? Какие там звуки, запахи? Тепло там или прохладно? Дует ли ветер? и т.д. и т.п. Возможно, вы помните, как впервые попали туда?..
Вполне возможно, что некоторые из нас, описав это место, почувствуют, что это нечто совсем-совсем «внутреннее», ваше sanctuary, — и не захотят это публиковать. А некоторые, напротив, захотят показать читателям это свое сокровище. Возможно, некоторые почувствуют, что и писать об этом не стоит: «буква убивает» иногда, да. Тогда просто побудьте в этом месте утешения и восстановления. Возможно, к вам придут там какие-то слова, не по какой-то теме, а те, которые будут вам нужнее всего в этот момент.

Для любителей японской поэзии: напишите хокку, которое передаст суть и атмосферу этого места. 🙂 Для любителей центрально-азиатской поэзии: напишите рубаи 🙂 или что хотите. Это же касается и тех, кто любит иные виды поэзии: если пишется, пишите 🙂

ДЕСЯТАЯ ТЕМА

«Опыт прощения»

Расскажите о случае, когда вы ярче всего пережили, что значит «простить» или «быть прощенным», о ситуации, когда искренне и полностью вы простили кого-то или простили вас.

Как это переживалось? Чем это переживание отличалось от других, испытанных вами прежде? Что сделало прощение возможным? Вы или ваш собеседник как-то готовились к этому? Какие убеждения, представления, обстоятельства не позволяли прощению состояться раньше? Что и как изменилось, чтобы удалось простить или получить прощение? Какие возможности появились в вашей жизни, когда вы дали или получили прощение? Какой опыт/урок вы вынесли для себя из этой ситуации?

На написание, как всегда, 25 минут примерно.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: