В продолжение разговора о модальностях

Мне показалось, что в описании бытийной, эпистемической и потенционной модальности Михаил Эпштейн дает алгоритм, который можно интересно и с пользой применить для понимания нарративного подхода, в частности, нарративного мировоззрения и позиции терапевта. Я думала о супервизии в нарративном подходе и мне пришло в голову: а что, если помимо бытийной, эпистемической и потенционной модальностей ввести дополнительные измерения – «быть в контакте с ценностями» и «признавать точку зрения другого человека».

В этической модальности основным предикатом будет «быть в контакте с ценностями».
Предмодальность:

быть в контакте с ценностями
не быть в контакте с ценностями

Может быть в контакте с ценностями – честь

Называя «мочь быть в контакте с ценностями» словом «честь», я ориентировалась на слово “to honour”, которое Майкл очень часто употребляет. Мы иногда переводим его как «признать», «почтить», «воздать должное», «воздать почести». (С этим словом семантически связано довольно часто употребляемое в нарративном подходе “to champion”, защищать слабого, выступать в защиту определенных ценностей на стороне притесняемого. Своего рода турнирно-рыцарский дискурс). По определению А.Б.Ровнера, честь — это добровольно взятое на себя обязательство защищать определенные ценности.

Не может быть в контакте с ценностями – нигилизм

Не может не ценить (не быть в контакте с ценностями) – благородство

Мне здесь нравится, что происходит «возрождение слов», вышедших из употребления. Слово «благородство» в современном обыденном языке чаще всего употребляется иронически.

Может не ценить (не быть в контакте с ценностями) – отступничество, изгнание

Сверхсильные модальности

Не может быть в контакте с ценностями, но находится в контакте с ценностями – мужество, стойкость

(«Я буду жить, как нарниец, даже если Нарнии нет», — говорит квакль-бродякль, становясь перепончатыми ступнями на горячие угли.)

Не в контакте с ценностями, хотя не может не быть в контакте с ценностями – отчаяние, предательство, богооставленность

Еще одна модальность, часто употребляемая в нарративном подходе – это модальность «видеть/признавать чужую точку зрения», реляционная, отношенческая модальность.

Предмодальности

Видит чужую точку зрения Не видит чужую точку зрения
(Признание различий) (Нормативное суждение)

Слабые и сильные модальные категории

Может видеть чужую точку зрения – децентрация
Не может видеть чужую точку зрения – эгоцентризм

Не может не видеть чужую точку зрения – ответственность, совесть, отзывчивость
Может не видеть чужую точку зрения – равнодушие

Сверхсильные модальности

Не может видеть чужую точку зрения, но видит ее – прощение

Не видит чужую точку зрения, хотя не может не видеть ее – насилие, жестокость

С этой точки зрения, дополнительный смысл обретает утверждение Майкла Уайта, что позиция нарративного практика – «децентрированная и влиятельная»: нарративный практик может видеть точку зрения другого человека и может сделать так, чтобы другой мог — мочь сам, мог делать что-то (жить предпочитаемой жизнью) или не делать чего-либо (подчиняться негативному влиянию проблемной истории).

Жестокость – это намеренное превращение Другого в вещь.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: