Харизма основателя психотерапевтической школы — по А.И.Сосланду

Важным элементом в системе идей Сосланда является идея харизматической личности. Люди часто ждут от психотерапевта не столько эффективного метода, сколько определенных личностных свойств. Но для того чтобы проявлять те личностные свойства, которые принято называть харизмой, нужно заявить и определить то идеологическое пространство, в котором человек будет оказывать влияние.


Харизма: определение и свойства

«Харизматический лидер обладает, по Максу Веберу, особенными дарованиями, пророческими, в частности, способностями, исключительными волевыми качествами. Свойство харизмы относительно безразлично к роду деятельности и морально-этическому содержанию этой деятельности. Это с равным успехом может быть и признаваемый святым пророк, и человек, ответственный за массовые военные преступления.
По Веберу, «харизмой следует называть качества личности, признаваемые необычайными, благодаря которым она оценивается, как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям» (М. Вебер, 1988, стр. 139). Харизматический – это тот, кто может убедить других в том, что он таковым является. Харизма есть средство движения вверх по любой иерархической лестнице» (с.57-58).

«В психотерапевтическом мире происходит неизбежный отбор харизматических, и этот отбор осуществляется в первую очередь самими пациентами. Совершенно ясно, что при этом «риск» появления новых школ и теорий в результате этого отбора неизбежно возрастает» (с.60). «Харизматическим может считаться любой человек до тех пор, пока он не докажет обратного» (с.61).

«В контексте общественной жизни спрос на харизматическую личность всегда или почти всегда сформирован кризисной ситуацией. Если нет кризиса, то, естественно, нет и потребности в лидере, способном в ожесточенной борьбе справляться с трудностями и сплачивать на это дело своих верных. Возвращаясь к психотерапии, мы видим, что потенциальные потребители помощи изначально помещены в кризисную ситуацию» (с.61).

«харизма являет собой определенное единство образа, идеологии и инициативного действия, направленного на расширение пространства и влияния ее обладателя. Это действие должно обладать одной интересной особенностью, а именно – оно должно быть успешным. Успех, как бы он ни был достигнут, необходим, любой ценой.
Все биографические повествования из жизни харизматических – это повествования о достижении успеха.
В любом случае деятельность в таком ключе начинается с определенных успехов, свидетельствующих об особых качествах. В том же случае, когда реальная карьера с такого успеха не началась, следует, видимо, подождать удачной полосы, чтобы эту полосу объявить задним числом началом своего пути. Все же остальное, что было до того, считать подготовкой, ученичеством, накоплением сил, опыта, чего угодно. Успех формирует харизму, она, в свою очередь, порождает ожидания, которые, распространяясь все дальше и дальше, способствуют новым успехам. Таким образом, получается то, что можно назвать «харизматическим кругом»: успех – харизма – успех – усиление харизмы – успех и так далее. Этот круг, конечно же, прерывается или, по меньшей мере, размывается, когда выпадает звено успеха» (с.73-74).

«Главная особенность харизмы – ее видимый, публичный характер, поэтому именно публичность, несокрытость неудач абсолютно недопустима. Не случайно психотерапевтическая литература практически не описывает случаев неудач.
К сожалению, порой неудачу не скроешь никак, и поэтому надо быть готовым построить свою дискурсивную стратегию так, чтобы создать защиту от неизбежной критики… Харизматический должен уметь любое поражение обращать себе на пользу, то есть владеть процедурой, которую можно обозначить как «харизматическая утилизация»» (с.74-75).

«К сожалению, нельзя быть харизматическим всегда и для всех. Существует нечто, что можно обозначить метафорой «харизматическая волна», на которую потенциальный последователь может настроиться, но может этого и не сделать. Без определенного созвучия носителя харизматических черт и его возможного последователя все разговоры о каком-либо влиянии становятся невозможными.
Другую метафору можно обозначить как «харизматическая ниша». Как идеология, так и образ нового лидера должны отвечать на определенный вызов времени, предлагая решение актуальных задач.
Харизма – это не навечно. Харизматический – это тот, кто смог оказать ограниченное влияние на некую ограниченную группу людей в определенный ограниченный период времени, не более того» (с.84-85).

Элементы харизмы

Харизма способствует успеху в любом идеологическом состязании. Сосланд, ссылаясь на работы И.Шиффера, описывает разные элементы харизмы, проявляющиеся в виде определенных приемов выстраивания биографического нарратива основателя школы.
В частности, выделяются:

1) «харизма человека со стороны»: «очень трудно осуществлять иррационально эффективное воздействие на людей, среди которых вырос. Все это намного легче получается у человека, который пришел со стороны к людям, на которых он имеет намерение как-то особым образом повлиять. Понятно, что речь в этой связи может идти вовсе не обязательно о стороннем происхождении в прямом смысле этого слова, видимо, для формирования харизмы достаточно наличия хотя бы признаков иного происхождения» (с.64);

2) «харизма неполноценности»: «Биографические нарративы здесь немыслимы без описания телесности. Здесь отмечается то обстоятельство, что харизма нуждается в каком-либо признаке, указывающем на ущербность, болезнь. Очень важно располагать каким-нибудь бросающимся в глаза дефектом, стигмой. Этот признак как бы переводит его обладателя в особое измерение, оказывает неоднозначное влияние на воображение окружающих в смысле уже упоминавшегося изменения состояния сознания. К стигмам можно отнести резко бросающиеся в глаза патологии, например, горб, хромоту, заметное родимое пятно. Стигматическими являются также внешне ярко проявляющиеся душевные болезни, причем особое преимущество здесь, понятное дело, у эпилепсии. К стигмам, проявлениям неполноценности, относится и парадоксально демонстративное поведение, в котором считывается указание на «безумие». Склонность совершать поступки, которых от тебя не могут ожидать в конкретном социальном контексте – это, конечно, «королевская дорога» к цели для любого претендующего на иррациональное влияние героя, а именно к измененному состоянию сознания зрителя, созерцающего зрелище харизматического спектакля» (с.64-65);

3) «харизма призвания»: «Созревший для своей миссии герой получает свыше прямое приглашение к общественно значимой деятельности или некий знак, недвусмысленно указывающий ему на его особую миссию. К героической деятельности в светской области человек может быть призван более заурядными побуждающими событиями, в частности, так называемыми инсайтами, то есть как бы неожиданно приходящим ясным пониманием своего ответа на некий вызов, своей миссии, в духе некоего «озарения». Совершенно необязательно, чтобы это озарение носило мгновенный, одномоментный характер. Оно может быть и неоднократным, и растянутым на более длительный срок. Самым важным здесь является сочетание интеллектуального рецепта разрешения некой проблемы с волевым выбором, в смысле готовности к борьбе и жертвам. Биографическое повествование фиксирует здесь известную синхронность формирования особого круга идей и изменению состояния сознания носителей этих идей. Оно меняется в сторону сужения сознания до размеров, очерченных границами пространства функционирования этих идей и сопутствующих им практик. В конце концов, не так уж и важно, как именно задним числом интерпретируется событие, в котором совершается это призвание. Главное, чтобы это событие функционально встраивалось в историю героя как ключевой импульс, чтобы так или иначе состоялась некая «встреча с судьбой» (с.64-65);

4) «бойцовская позиция харизмы»: «Харизматическая личность востребована всегда в определенной ситуации, а именно в позиции кризиса. Понятно, что кризисный статус требует и специфического отношения к нему и особого типа поведения. Если речь идет, например, о некой общественной ситуации, когда находящаяся в состоянии кризиса группа ищет человека, которому она могла бы делегировать свое стремление к действиям, направленным на выход из тяжелого положения, то, конечно, человек, проявивший инициативу принять на себя такую роль лидера, совершит очень важный шаг к тому, чтобы обрести харизматичный статус. Любое действие по выходу из кризиса наткнется на сопротивление, будь то враждебное окружение или труднопреодолимые факторы внешней природной среды. Борьба со всем этим и выносит на повестку дня «особые» способности, или по меньшей мере их видимость у упомянутого лидера, взалившего на себя ответственность за сочинение сценария преодоления кризиса и его реальное воплощение. Бойцовская позиция предполагает в любом случае определенный радикализм, в то время, как неопределенность позиции – колебания, уступки, компромиссы – ведут к неизбежной потере безусловного доверия к особым достоинствам лидера» (с.65).

5) «харизма притворства»: «Харизма притворства, по Шифферу, предполагает наличие известного элемента игры, определенных усилий по формированию внешней театральной стороны деятельности. Совершенно необходимо, чтобы харизматическая активность всячески бросалась в глаза, обращала на себя внимание. То есть помимо усилий, направленных на реализацию основных целей, много внимания следует уделять привлечению к ним внимания, причем желательно в ярком, даже динамично агрессивном стиле – здесь хороши любые средства. Всякая деятельность, не в последнюю очередь психотерапевтическая, может быть обставлена соответствующей символикой, эмблемами и гимнами, знаменами и ритуалами» (с.67).
«апология демонстративности может показаться неприемлемой для традиционно интеллигентского сознания. Любой интеллигентский поведенческий кодекс, письменный или устный, предписывает неброскую внешность, неприметное поведение в сочетании с подчеркнутой деликатностью, рефлексивностью, жертвенным самоотречением и демонстративным отсутствием властных устремлений. Ясно, что даже на таком мировоззренческом и поведенческом материале возможно построение харизмы, в этом случае харизматическое влияние будет основано на последовательном, упорном, быть может, даже героическом отстаивании вовсе, казалось бы, не героических ценностей. При некоторой ловкости возможно даже построение харизмы на принципиально «антихаризматических» позициях, то есть духе отрицания властного лидера как такового, воспевании идеалов духовного богатства и аскетического равенства в противовес стяжательству и суете. Под такую идеологию можно даже не подбирать соответствующей знаковой атрибутики» (с.69).

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: