«Житие» основателя психотерапевтической школы — по А.И.Сосланду

Так из чего же состоит «житие» основателя психотерапевтической школы? Одна из целей текста подобного рода — поддержать и распространить харизматическое влияние данного человека, и тем самым склонить к сотрудничеству именно с данной психотерапевтической школой наибольшее количество последователей и клиентов. Не стоит забывать, что подобный биографический нарратив создается апостериори, после того, как основатель школы «отойдет от дел». Для того, чтобы при этом распространялось харизматическое влияние, текст должен быть в определенном смысле привлекательным. Что же он должен включать?


1) описание внешности, телесности. Нечто должно выделять нашего героя из толпы обывателей — увечье, гигантский, или, напротив, очень маленький рост, особое изящество черт лица (или наоборот), цвет волос, их особая длина или полное отсутствие, характерные жесты, дурные привычки или полезные спортивные увлечения. Должно быть нечто, что будет неотъемлемой частью имиджа и будет вызывать изумление, восхищение, сострадание или умиление.

2) хулиганство, бунтарство. В биографическом нарративе основателя школы обязательно должны быть эпизоды, описывающие активное творческое недовольство тем, что происходит вокруг, в обществе, и, в частности, в сфере психотерапии. Споры с педагогами «старой школы», участие в социальных акциях протеста, разгромные записки на полях старых книг. Это должно быть описано в ракурсе «не может не делать», но и, желательно, с юмором.

3) чудесные исцеления. Начало творческого пути основателя психотерапевтической школы должно знаменоваться особыми успехами, терапевтическими результатами, которых никому не удавалось достичь прежде. Чудесные исцеления должны хотя бы периодически возникать и на дальнейших стадиях творческого пути.

4) преследования со стороны власть имущих и представителей «старой школы» — и борьба за место в психотерапевтическом сообществе. На начальных этапах нашего героя должны притеснять и преследовать ничего толком не понимающие враги — например, чиновники и бюрократы. А он должен с честью обходить поставленные перед ним препятствия. Если его харизма имеет несколько клоунский, трикстерский колорит, он должен, справляясь с трудностями, посадить врагов «в лужу». А если их давление на него слишком велико, возможен побег в нечто новое, оригинальное, которое хорошо бы создать с нуля и довести до успешности и благоденствия.

5) «величие и простота». Очень привлекательным элементом биографического нарратива основателя школы являются эпизоды или высказывания, подчеркивающие особую скромность, неприхотливость, мудрое самоумаление (желательно — ради блага клиента), внимание к новичкам, поступки, подчеркивающие равенство и неиерархичность (вспомним Ильича с бревном на субботнике…)

6) терапевтические успехи. Их должно быть много. Раз подняв себе планку, основатель терапевтической школы не может позволить себе ее снизить. Необходимо повествовать о работе со все более сложными проблемами. Если есть терапевтические неудачи и приходится рассказывать и о них, это нужно сделать так, чтобы было видно мудрое самоумаление человека, готового использовать свои ошибки для того, чтобы учиться и как можно лучше учить других.

7) довление идеологии, терапевтического ритуала, техники. Весь биографический нарратив должен быть выстроен вокруг единой темы. Не должно быть «блужданий и поисков», все должно быть целенаправленно и «в одну точку».

8) отход от дел. Основатель терапевтической школы — заложник собственного харизматического образа, собственного биографического нарратива и задачи расширения идеологического пространства. Поэтому он не может уйти так, чтобы это подорвало логику нарратива — на пенсию разводить цветы или заниматься дайвингом, в монастырь, в дом престарелых и пр. Только тяжелая болезнь или смерть освобождает его от обязанности «лечить, учить и тешить чудесами», давать доступ к личному контакту с собой и к производимой информации. Особым харизматическим шиком будет понимание собственного статуса заложника и самопожертвование ради того, чтобы больше людей смогли исцелиться и так или иначе «спастись».

Понятно, что подобный сюжет — это биография не только основателя психотерапевтической школы, но и основателя секты, религиозного культа. Сосланд описывает этот нарратив в своеобразном ироническом ключе, предлагая будущим основателям психотерапевтических школ заранее знать, на что им следует рассчитывать и ориентироваться.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: