О пользе письма «о хорошем»

В давнишнем посте про исследования письменного выражения и осмысления переживаний, проведенные Джеймсом Пеннебейкером,
речь шла о том, что если писать четыре дня подряд по 15-20 минут о травмирующих событиях, о которых вы прежде никому не рассказывали, и связанных с ними переживаниях,
то во время и сразу после этих сессий письма вам будет хуже, зато потом, скорее всего, станет лучше.

Однако практически все мы иногда оказываемся в таком состоянии, когда просто нельзя делать ничего такого, от чего будет хуже. Потому что хуже уже практически некуда; в предельном случае, если двигаться дальше вниз, там может быть безумие, болезнь и смерть.

Поэтому меня всегда интересовало, можно ли сделать так, чтобы потом стало лучше, не погружаясь ради этого в боль. Если говорить о письменных практиках, то мой вопрос формулируется так: «А если писать не о плохом, а о хорошем, может ли от этого быть польза?» И вот, наконец, я нашла данные исследований, дающие ответ.

Во-первых, оказалось, что если вы в остром стрессовом состоянии (плохое событие случилось совсем недавно или еще не закончилось), или если вы в прошлом пережили насилие или оказались в чрезвычайной ситуации, и у вас развилось посттравматическое стрессовое расстройство, то писать о сильных негативных переживаниях не то что не полезно, а просто вредно.

Во-вторых, если вы будете писать не о том, чему вы подверглись и что вы при этом чувствовали и до сих пор чувствуете, а о том, чему вы научились и как изменились к лучшему, пока справлялись с последствиями пережитой травмы, это принесет вам в среднесрочной и долгосрочной перспективе такую же пользу, как и сосредоточение на негативных переживаниях, но вы при этом не будете расстраиваться и мучиться во время и сразу после письма.

В-третьих, выяснилось, что для того, чтобы стало лучше, вовсе не обязательно вообще обращаться к прошлому опыту, так или иначе связанному с травматическим событием. Можно писать о предпочитаемом будущем. Только важно делать это не в одиночестве, а в контексте поддерживающих взаимоотношений с психологом или психотерапевтом; особенно — если у вас есть в прошлом опыт переживания множественной травмы, а в настоящем — посттравматическое стрессовое расстройство.

В статье Реджинальда Никсона и Леонарда Клинга из Университета Флиндерс в Аделаиде, Австралия (ссылка ниже) описана одна из возможных программ письма о предпочитаемом будущем в контексте терапии ПТСР, разработанная ими в исследовательских целях. Она включала 8 еженедельных сессий по 90 минут длиной.

Помимо собственно письменной работы (в уединении на протяжении 40 минут), программа включала в себя разъяснения/инструктаж, заполнение рефлексивного опросника – отчета о процессе письма, недирективную беседу с инструктором о содержании написанного и впечатлениях от письма и перечитывания, обсуждение предыдущего домашнего задания и выдачу нового.

В качестве домашнего задания от участников требовалось ежедневно перечитывать про себя и вслух написанное во время сессии и переписывать этот текст (по тому, что написано в статье, непонятно, имели ли испытуемые право вносить в текст, созданный во время сессии, исправления и дополнения).

Для письменных заданий были предложены следующие темы:

— что бы хотелось получить от участия в программе (к каким хорошим последствиям оно может привести);
— на что я могу повлиять в своей жизни;
— как я смогу усилить свою способность влиять на ход и направление своей жизни;
— чего бы мне хотелось достичь в будущем (что бы хотелось сделать);
— кто сможет меня поддержать в том, что для меня важно;
— каких отношений я хочу со значимыми для меня людьми;
— каким человеком я хотел бы стать – для себя и для других;
— каковы мои цели, если говорить о жизни в целом.

Испытуемых было довольно мало, поэтому невозможно делать масштабные выводы; однако полученные результаты очень даже внушают оптимизм и побуждают к дальнейшим исследованиям.

Подробнее обо всем этом можно почитать в статье
Nixon, R. D. V. & Kling, L.W. (2009). Treatment of adult post-traumatic stress disorder using a future-oriented writing therapy approach. The Cognitive Behaviour Therapist, 2:243-255
(еще там очень любопытный список литературы…)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: