Кризис, режим выживания и сокращение объема деятельности

(по материалам Патрисии Феннелл)
третий фрагмент
 
 
Фаза 1. Кризис
Стратегия: «Бункер»
 
Первое направление: Защита тела и забота о нем
 
2. Поставить цели заботы о здоровье и выстроить систему отслеживания шагов по направлению к этим целям
 
Нужны таблицы в компьютере или приложения в телефоне, а лучше всего — что-то, что можно распечатать и показывать членам команды: папка и в ней бланки, где вы будете отмечать прием лекарств, выполнение физических упражнений, процедуры, что вы ели, как вы спали, какие анализы вам нужно сдавать и когда и т.д.
 
Координатор менеджмента вашего здоровья должен помочь вам разобраться, что нужно отслеживать. Ваше состояние, скорее всего, подразумевает какое-то изменение вашей обычной диеты, и координатор должен помочь вам разобраться, как обеспечить доставку и приготовление той еды, которую вам сейчас нужно есть.
 
3. Написать списки для чрезвычайных обстоятельств
 
Для разных людей они разные, потому что обстоятельства разные. Кого-то, например, болезнь лишила возможности самостоятельно водить машину, и нужен список людей (или служб), к кому можно обратиться, когда нужно куда-то доехать. Или список людей или служб, к кому можно обратиться, когда вам нужны продукты или готовая еда, а вы не можете выйти из дома. Если вы забываете даты и сроки и путаетесь в цифрах, сядьте вместе с координатором менеджмента вашего здоровья и организуйте автоматическую оплату счетов за коммунальные услуги и пр. Возможно, вам нужна помощь в масштабных гигиенических процедурах типа мытья или стирки, тогда нужно договориться с кем-то из родственников или друзей или нанять помощника. В списках для чрезвычайных обстоятельств должны быть контакты врача, близких людей и “скорой помощи”. Все списки для чрезвычайных обстоятельств должны быть в телефоне, на стене и/ или на тумбочке у вашей постели — и быть заметными.
 
4. Установить пределы ваших физических возможностей
 

Кризисная ситуация уменьшает доступное вам количество сил (физических, умственных и эмоциональных) и при этом увеличивает количество задач, которые необходимо решить. Нужно понять, что вы реально можете делать, не загоняя себя в “пике”.
 
В первую очередь нужно проанализировать, какие дела и занятия у вас входят в четыре основные категории активностей. Координатор менеджмента вашего здоровья может помочь вам проанализировать это.
 
Первая категория активностей — это жизнеобеспечение (гигиена, стирка, доставка и приготовление еды, уборка, уход за автомобилем, оплата счетов, ремонт поломавшегося и пр.).
 
Вторая категория — дела и занятия, обеспечивающие смысл и личностный рост (это могут быть прогулки, спорт, чтение, слушание музыки, учеба, духовные практики и пр.).
 
Третья категория — исполнение социальных ролей (родственник, друг, сосед и пр.).
 
Четвертая категория — работа для денег, трудоустройство, бизнес и пр.
 
Некоторые дела и занятия относятся к нескольким категориям сразу.
 
Оцените, сколько энергии у вас было до болезни. Люди сильно отличаются друг от друга по тому, сколько у них энергии и на что ее хватает. Болезнь уменьшает количество доступной нам энергии, и надо отчетливо понимать, из какой начальной суммы мы вычитаем. Может быть, до болезни вы могли полдня делать ремонт, а вторые полдня заниматься паркуром, и у вас еще хватало сил на вечерние развлечения. А может быть, для вас прогулка 15 минут до метро уже была пределом возможной активности. Если вы болеете, сколько себя помните, подумайте, сколько у вас энергии в хороший день.
 
Попробуйте записать, что вам обычно удавалось делать в хороший день (утром, после завтрака, в обед, после обеда, вечером, поздним вечером). Выберите средне-хороший, а не “особо выдающийся” день для такого анализа. Люди, живущие с хроническим заболеванием, склонны идеализировать прошлое, когда они были здоровы.
 
Что касается дел, связанных с собственным жизнеобеспечением — когда мы здоровы и можем зарабатывать, мы их меньше замечаем (иногда потому, что делегируем). Но вот когда мы болеем, они оказываются гораздо сложнее для нас и выходят на первый план. На них уходит много энергии. Если нам удается создать систему, помогающую нам делать дела жизнеобеспечения, даже когда нам плохо, — это даст нам ощущение, что что-то у нас под контролем. Это очень важно в ситуации кризиса.
 
Оцените, что вам необходимо делать дома и на работе, чтобы хотя бы как-то по-минимуму держаться и выживать. Напишите также, что вы бы хотели делать дома и на работе, чтобы мочь быть довольными жизнью и собой. В третьем списке напишите, что бы вы хотели делать и как жить, если бы у вас были все возможные ресурсы и никаких препятствий.
 
В течение двух недель отслеживайте свои симптомы. Когда вы сравните, что вы делали, с одной стороны, и что проявлялось на уровне симптомов, с другой, вы сможете увидеть паттерны и откорректировать свои ожидания. Например, доктор прописал вам гимнастику три раза в неделю, а реально вы сейчас это не потянете. От силы раз в неделю, и не в зале, а дома под руководством ролика с Ютьюба. Надо оценить свои возможности и делать то, что возможно. Какие-то занятия и дела нужно будет вычеркнуть, сократить или перенести на то время дня, где вы можете делать их медленнее и без потери сил на другое важное. Придется пересмотреть свои личные нормы и ожидания от себя. Это задача сложная — и умственно, и эмоционально, — и лучше всего ее делать со специалистом (психологом или социальным работником) и в присутствии вашей команды поддержки (как минимум — ее координатора).
 
Большинство людей тратят массу сил на то, чтобы поддерживать у окружающих представление, что с ними все в порядке. В результате они тратят больше сил, чем могут себе позволить, и сталкиваются с ухудшением самочувствия. И часто думают, что недостаточно старались — если бы старались сильнее, ухудшения бы не произошло. На этом этапе человек часто не отделяет себя от своей болезни и, если что-то идет не так, винит себя.
 
На первой фазе люди всегда стараются делать больше, чем на самом деле могут. Нужно сократить количество активностей. При этом важно, чтобы ни одна область дел и занятий не оказалась полностью вычеркнута при сокращении. Что-то можно делать реже, чем вы привыкли. Если вы не справляетесь сами, поговорите с координатором менеджмента вашего здоровья об организации помощи, но не жертвуйте ни общением, ни занятиями, которые дают вам ощущение смысла и личностного роста. Оставьте тихие, спокойные и не требующие много сил занятия. Координатор менеджмента вашего здоровья — это человек, от которого вы готовы услышать даже что-то не очень приятное. Пусть он следит за тем, не пытаетесь ли вы делать слишком много, и говорит вам об этом. Если ваш координатор — это спутник жизни или родственник, в качестве “отслеживателя перегрузки” пригласите кого-то из близких друзей, не связанных с вами отношениями взаимных обязанностей. Обсуждайте с этим человеком свои планы на неделю и на день.
 
(продолжение следует)
Реклама

Кризис, режим выживания и сокращение объема деятельности: 2 комментария

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: