В контексте задачи “как структурировать время в замкнутом пространстве и никому не откусить голову” есть интересный аспект (…интересный — из разряда “чтоб вам жить в интересное время”; спасибо, мы уже). А именно: как работать, когда у тебя на голове сидят не очень подрощенные дети, — если ты уже привык_ла к роскоши, когда они сидят не дома у тебя на голове, а в образовательном учреждении.

Это очень знакомая ситуация, т.к. у меня старший ребенок на иммуносупрессантах и уязвим по отношению к инфекциям, а резкое повышение температуры для него сопряжено с риском для жизни; поэтому я перестраховываюсь и позволяю ему пересидеть дома, а иногда и младшую не пускаю в школу, чтобы она оттуда не принесла чего.

В этой ситуации мне сложнее всего “накопление прерванных циклов”: начинаешь что-то делать, и тут трах-бах, что-то упало, “ааааа, мама, скажи ему, он на меня не так посмотрел”, “я ей говорил, чтобы она вышла из моей комнаты, а она…” (…далее везде со всеми остановками). Бросаешь то, что начала делать, идешь разбираться, потом возвращаешься, по пути понимаешь, что еще надо срочно сделать вот это и вот то; потом пока вработаешься обратно в то дело, которым занималась, тебя успеют прервать еще два раза. В итоге к вечеру ты уже измотана накопившимся “эффектом незавершенного действия”, волевой ресурс близок к нулю, а раздражение нарастает. Близится пришествие мамамонстра, а этого, конечно, хотелось бы не допустить.

Мне помогла работа над книжкой про письменные практики для настройки личной системы самоорганизации (…40% первого черновика уже готовы). По ходу этой работы я прочитала больше 60 книг на эту тему, и, естественно, мне были интересны книги, ориентированные на матерей, и в частности, на матерей, работающих из дома. Для матерей я нашла только три книги, и это говорит о многом. Сейчас я поделюсь несколькими идеями, которые я оттуда почерпнула и встраиваю с переменным успехом (но все же с этими идеями лучше, чем без них).

Эти идеи помогают ответить на основной вопрос самоорганизации: “Какие приемы и техники я могу использовать, чтобы знать, что мне делать прямо сейчас, чтобы жить в соответствии со своими ценностями осмысленной и насыщенной жизнью?”

Идея 1.

Чтобы “незавершенных циклов” было меньше, имеет смысл формулировать себе совсем крохотные задачи — маленькие шаги, которые можно реализовать за 1-3 минуты или 5-10 минут. И это может быть не “вымыть посуду (всю)”, а “помыть посуду (буквально 2-3 верхние тарелки)” — это как пример разницы в объеме задачи. Лучше всего формулировать задачи подробно и с глаголом действия (не “посуда”, а “убрать чистую посуду в буфет”) — “как для туповатой служанки”. Имеет смысл записывать. Сейчас у очень многих тревожность повышена, много психического напряжения и мало ясности. От этого страдают внимание и память (и это нормально, просто надо это учитывать). 

Идея 2. 

Можно воспользоваться “Листом дня” Светы Гончаровой: Мы выстраиваем структуру дня, опираясь на “типичный детский режим, когда дети дома” (ведь бывало такое и раньше, что они были дома и было не выйти никуда). Дальше во второй колонке мы отмечаем обязательные дела дня (так называемые “красные задачи” — т.е. если их не сделать, будет плохо). К обязательным относятся задачи жизнеобеспечения (накормить, убрать, выстирать, купить еды и лекарств) и задачи заботы о себе (что-то, что поддерживает хорошее физическое самочувствие и эмоциональную устойчивость). И в третьей колонке — возможные дела (“зеленые задачи” — если их не сделать, плохо не будет, но если их сделать, может быть хорошо). * Разделение задач на “зеленые” и “красные” я вычитала у Максима Дорофеева. 

Идея 3. 

Можно расписать задачи по контекстам, при этом основных факторов, задающих условия контекста, три.  

  1. Что делают дети. Когда дети жаждут вашего внимания, возможны одни дела, а когда дети заняты сами или спят, возможны другие дела. (Это условие выделяют Алена Мороз и Мария Хайнц в своей книге про тайм-менеджмент для родителей.)
  2. Есть ли у вас мозг (в смысле, высокоуровневое мышление; иначе говоря, можете ли вы занимать позицию руководителя своими делами, или способны только на исполнительскую деятельность). 
  3. Есть ли у вас силы (заниматься исполнительской деятельностью). 

Попробуйте написать по паре-тройке вариантов занятий на каждый тип контекстов. Дальше можно использовать это как ориентировочную карту для периодов, когда мозга нет 🙂

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: