Мэри Пайфер «Женщины гребут на Север» (2019)

Мэри Пайфер — американка, культурный антрополог и клинический психолог, специалист по психологии развития и работе с травмой, психотерапевт-писатель. На протяжении всей своей карьеры она работала с женщинами и написала несколько книг, ставших бестселлерами, в том числе “Оживить Офелию” (опубликована в 1994, про девочек-подростков) и “Пишем, чтобы изменить мир” (про письменные практики).

Книга Мэри Пайфер “Женщины гребут на Север” (2019) посвящена темам и вопросам, с которыми сталкиваются женщины, переходя из возраста поздней взрослости — к старости. Что поддерживает, оживляет, обогащает нашу жизнь в этот период? Момент этого перехода определяется первым серьезным кризисом здоровья, из которого мы выходим с ограниченными возможностями, и/ или смертью близкого человека. Пока мы еще можем делать все, что хотим, это не старость; когда уже перестаем мочь делать то, что хотим, — старость.

На каждом новом жизненном этапе мы перерастаем те стратегии совладания, которые работали для нас раньше. Каждый переходный период ставит перед нами задачу поиска и создания новых стратегий совладания, испытывает наше мужество, ясность ума и решительность.

Мэри Пайфер считает, что главная задача развития переходного периода от поздней взрослости к старости — укрепление жизнестойкости перед лицом утрат и ограничений. Жизнестойкость, по мнению Пайфер, — результат намерения и внимательности. Мы можем определять, куда мы направляем наше внимание, и за счет этого двигаться к исцелению.

ЭЙДЖИЗМ И ДОЖИТИЕ: ДОМИНИРУЮЩИЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ИСТОРИИ О СТАРОСТИ

Задача этой книги — привести примеры хороших историй старения в противовес культурным стереотипам. Стереотипные представления о старости, основанные как на дискурсе эйджизма (“быть молодым хорошо, а старым — плохо”) и на дискурсе мизогинии (“женщины вообще хуже”) связаны с умалением, с сокращением возможностей. Считается, что у старых женщин нет ни красоты, ни сексуальности, ни хорошего характера, ни ума. Обесцениваются такие их способности, как забота о других, мудрый отклик на чужие эмоции, примирение, поддержание связей между людьми в сообществе. Когда женщина говорит: “И вовсе я не старая!” — она имеет в виду: “Я не готова принимать навязываемые мне культурой идеи о старости”.

Смиряться с тем, что старость — это “дожитие”, значит, сразу отказываться от возможного качества жизни, ее осмысленности, и “сбрасывать себя со счетов”. Относиться к себе с позиции интернализованного эйджизма, притеснения, — значит, принимать сторону притеснителей. Эйджизм, по сути, — это презрение к собственному будущему “я”.

Доминирующие культурные предписания о том, как мы должны себя вести в этом возрасте, бессмысленны. Поэтому мы можем сбросить эти оковы и сопротивляться тому, как нас пытается описывать и определять культура.

РАЗВИТИЕ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ

Да, что-то мы в этом возрасте, конечно, утрачиваем; но обретаем что-то другое, продолжаем развиваться и расти. Какие-то социальные роли мы не можем больше исполнять, но мы можем найти или создать для себя другие. Чтобы расти, мы должны научиться смотреть на происходящее с разных точек зрения, принимать сложность и неоднозначность, понимать собственные чувства и принимать ответственность за них, создавать хорошие истории о себе, позволяющие нам чувствовать себя свободными, сильными и способными создавать теплые и значимые отношения. Продолжать развиваться, — значит, уметь испытывать радость и благодарность и проживать осмысленность жизни, признавая жизненные трагедии и преодолевая их последствия.

Невозможно быть постоянно счастливыми (да и не нужно). В нашей жизни всегда есть страдание. Признание пережитого страдания делает нас восприимчивыми ко всему, что сейчас хорошо в нашей жизни. Активная жизненная позиция, умения саморегуляции и внимательность помогают расширить пространство нашего внутреннего мира так, чтобы страдание занимало там не всё целиком. Юмор, любознательность, внимательность к другим и способность ценить красоту могут помочь нам стать счастливее.

Каждый человек может собрать свой собственный “чемоданчик исцеления”, поместив в него все то, что позволяет нам чувствовать себя счастливыми, спокойными и здоровыми (например, там могут быть здоровая еда и физические упражнения, отношения, то, чем нам нравится заниматься, и благодарность).

ПРОЖИВАНИЕ МОМЕНТА, РЕФЛЕКСИЯ И ПОИСК СМЫСЛА

 

Мы сталкиваемся со значимыми вопросами, которые адресуем одновременно и своему прошлому, и настоящему. “Хорошо ли я использовала свои таланты и доставшееся мне время? А сейчас, хорошо ли я их использую? Любила ли я? Люблю ли я? Была ли я любима? Любима ли я сейчас? Каково мое место во вселенной?”

Мы часто думаем, что то или иное событие в нашей жизни может оказаться “в последний раз”. В такие моменты мы проживаем сложные и глубокие чувства. Многие решения мы принимаем, исходя из того, сколько времени нам осталось жить. Чем меньше нам осталось жить, тем больше вероятность, что мы будем заниматься тем, что приносит нам радость и придает осмысленность нашей жизни. В старости некоторые из нас могут достаточно часто испытывать трансцендентные переживания осмысленности, блаженства и трансцендентности. Парадоксально, но открытость этим переживаниям является следствием открытости проживанию боли, страдания и утраты.

Никто из нас не знает точно, когда умрет. И следствия из этого важны для жизни каждого: мы стремимся сделать каждый день максимально светлым, наполненным красотой и насыщенным смыслом.

Мы можем научиться спрашивать себя и других: “Какая радость возможна сегодня? В ближайшие пять минут? Прямо сейчас?” Нам гораздо проще оказывается быть довольными и счастливыми, когда мы планируем на короткий срок, и исходя из смыслов, а не исходя из целей. Все наши самые важные решения касаются времени: с кем мы хотим его проводить и как. Мы можем намеренно создавать условия каждый день, чтобы мочь прожить его осмысленно и по возможности радостно. Мы можем ставить себе маленькие подъемные задачи, дающие ощущение достижения. Важно, чтобы время от времени у нас были “дни свободы от забот”, в которых вообще нет никаких “надо”. В жизни важен баланс между стабильностью и предсказуемостью, с одной стороны, и новизной, с другой. Когда мы замедляемся, мы можем проживать жизнь более осознанно, полностью вовлекаясь в то, что делаем.  Именно это определяет ответ на вопрос “что такое успешная/ счастливая/ достойная старость”.

ТЕЛЕСНОСТЬ

С возрастом скорость изменений в наших телах и отношениях ускоряется. Все время приходится приспосабливаться к меняющимся условиям. Прежний распорядок и привычки больше не работают для нас. Болезни и инвалидность требуют пересмотреть расписание нашей жизни, и перед нами встают вопросы: “Сколько времени я должна уделять тому, что мне необходимо делать, чтобы сохранять качество жизни, а сколько  — тому, что мне нравится?”

Одна из важных тем старости — независимость. Некоторым из нас впервые приходится учиться принимать помощь, и важно научиться не принимать больше помощи, чем реально необходимо.

Меняется и сексуальность; некоторые старые женщины утрачивают интерес к сексу, а некоторые — нет, и даже наоборот. На сексуальность старых женщин влияют также хронические болезни и болевой синдром, изолированность и одиночество.

ВНУКИ

В старости у нас появляется шанс близко общаться с детьми, не будучи их родителями и не отвечая полностью за их воспитание. Это часто большое удовольствие, и роль бабушки может придавать много смысла нашей жизни в позднем возрасте. Важно понимать и помнить, что главные в воспитании этих детей — не мы, и не навязывать свое мнение о том, как правильно.  

УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ

В старости мы-женщины часто ухаживаем за другими старыми родственниками — престарелыми родителями или партнером, а иногда — за нашими взрослыми детьми, живущими с хронической болезнью и инвалидностью, а иногда — за внуками. Их кризисы здоровья, а также последствия этих кризисов, требуют от нас новых умений и нового подхода к жизни. Уход за больным — работа, физически и эмоционально тяжелая, усугубляющая изолированность старых женщин. Они очень нуждаются в дружеской поддержке. Также важно научиться выкраивать время для себя и делать что-то, что помогает нам отдохнуть и восстановиться.

ПРИБЛИЖЕНИЕ СМЕРТИ, УТРАТА И ГОРЕ

В нашей культуре нет хороших традиций осмысленных разговоров о возможной смерти и подготовке к ней. Важно знать, какие у человека есть пожелания по поводу реанимирования, систем жизнеобеспечения, хорошей и достойной смерти, похорон, распоряжения имуществом и так далее. Лучше, чтобы у человека были возможности самостоятельно и не в критической ситуации принимать все эти решения. Важно, чтобы была генеральная доверенность на случай недееспособности, оформлено завещание, были выданы инструкции по поводу похорон. На то, чтобы это все обсудить со всеми членами семьи, имеющими к этому отношение, порой уходят годы. Очень важно подготовить все это по возможности заранее, чтобы в кризисной ситуации не столкнуться с необходимостью решать и эти вопросы тоже, не имея критериев, какое решение было бы лучшим для умирающего. Если мы можем помочь человеку встретить смерть так, как ему бы хотелось, это становится очень сильной поддержкой для нас в дальнейшем в процессе горевания.

Горе — существенная часть позднего возраста, потому что умирают наши старшие друзья и родственники, умирают наши ровесники, умирают и те, кто моложе нас. Горе никогда не оставляет нас полностью, но мы учимся с ним жить. Те, с кем мы общаемся, тоже несут свое горе. Бывает полезно находить и создавать ритуалы, помогающие поддерживать контакт с тем, что важно и дорого.

ОДИНОЧЕСТВО, ДРУЗЬЯ И СООБЩЕСТВО ВЗАИМНОЙ ПОДДЕРЖКИ

В среднем, чем старше мы становимся, тем больше времени мы проводим в одиночестве. Отчасти это связано с нарастающими ограничениями нашей мобильности из-за болезней и плохого самочувствия — и из-за того, что городская среда мало приспособлена для людей с ограничениями мобильности. Одиночество и изоляция пагубно влияют на наше душевное и физическое здоровье. Если мы заперты в браке, где мы не получаем от партнера внимания и поддержки и не процветаем, а терпим, — для здоровья это хуже одиночества. Хорошие близкие отношения в любом возрасте вносят очень большой вклад в наше душевное и физическое здоровье, а в старости — особенно.  

Нам важно научиться насыщать смыслами и радостью время, которое мы проводим одни, чтобы это было не тоскливое одиночество, а спокойное и приятное уединение. Старые люди менее видимы в современном обществе, но это, с определенной стороны, дает им больше свободы. Мы можем изучать что-то новое, заниматься искусством или рукоделием, писать мемуары, или переслушивать, перечитывать и пересматривать то, что приносит нам радость. Чем больше у нас таких приятных и интересных занятий накоплено за жизнь, тем счастливее мы будем в старости. Можно представить себе жизнетворчество как уход за садом — понемногу, каждый день, ухаживать за тем, что нам дорого и что нас радует, чтобы потом можно было оставить это в наследство. Очень важно делать что-то осмысленное — это главное противоядие от отчаяния. У каждого из нас есть, чем поделиться с другими; важно понимать, в чем наши таланты и как мы можем поставить их на службу сообществу.  

Нам очень важно, чтобы у нас был кто-то, кто спрашивал бы нас, как у нас прошел день. Если у нас нет семьи или наша семья далеко, мы можем кого-нибудь неформально “усыновить” или “удочерить”. 

Чтобы чувствовать себя в полной мере людьми, нам важно быть включенными в сообщество. Нам нужно специально выделять время и силы на поддержание и взращивание отношений с друзьями. С друзьями у нас есть общие интересы, общий опыт, взаимная поддержка и доверие, нам нравится радовать и вдохновлять друг друга. С близкими друзьями нам не надо пытаться делать какой-то вид, притворяться и пытаться понравиться. Но в старых дружбах нам тоже нужен какой-то новый опыт — можно делать что-то новое вместе или расширить дружеский круг. Замечательно, если нам удается найти какой-то клуб, группу или учебный курс, где мы могли бы встречаться и общаться с другими людьми. Мы можем помочь друг другу, разговаривая и слушая, присутствуя и стремясь совместно осмыслить происходящее. Когда мы делаем что-то вместе с другими, мы можем вовлечься в длительный масштабный проект и делать в нем то, что нам по силам, не боясь, что мы его не вытянем на себе в одиночку.  

ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И СОЧУВСТВИЕ СЕБЕ, ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ИСТОРИЙ 

Помимо горя, в старости мы испытываем много других сложных и тяжелых чувств — обиду, раздражение, сожаление, тревогу и пр. Важно уделять им внимание, признавать их, проявлять сочувствие к себе и находить способы конструктивного, достойного ответа на эти переживания и то, что их вызывает.  

Важно научиться рассказывать истории о своей жизни так, чтобы в них находилось место всему, что важно и было важно, хорошему и не очень, — но чтобы в результате мы чувствовали себя свободнее и сильнее, испытывали внутреннее согласие с собой, устойчивость, на основе которой мы можем быть в теплых и осмысленных отношениях друг с другом. (Это как раз то, что делает нарративная терапия. — ДК). Важно проводить церемонии признания, рассказывая наши истории тем, кто может стать хорошим свидетелем, слушателем наших историй. (Про это много в книге Барбары Майерхоф “Счесть наши дни” — ДК).  

В старости наша ключевая задача самопознания — обретение аутентичности. Мы уже не обязаны чему-то соответствовать, стремиться к совершенству и пытаться кому-то понравиться. Мы можем прислушиваться к себе и понимать, что нравится нам и питает нас. Мы можем быть честными с собой и называть вещи своими именами. В лучшем случае, мы признаем свое несовершенство и принимаем себя такими, какие мы есть. Мы смотрим на нашу жизнь, какая она была и есть, мы видим, как она собирается в единый красивый узор. Мы рады, что она была именно такой, и готовы отпустить ее с благодарностью и без сожалений. 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: