Авторство и интенциональность

…Теперь, когда мы немного разобрались с нашими стартовыми условиями и с тем, как разные состояния влияют на наши способности к самоорганизации, а в особенности — на необходимое для самоорганизации высокоуровневое мышление, пришла пора внимательно посмотреть на главный вопрос:

“Зачем?”

Если у нас нет в этом ясности, мы можем потерять в метаниях и неопределенности очень много энергии и времени. 

Оттолкнусь еще раз от моего определения самоорганизации: “Самоорганизация — это умение использовать совокупность приемов, техник и принципов для того, чтобы мочь ответить на вопрос: что мне нужно делать прямо сейчас, чтобы жить в соответствии со своими ценностями, насыщенной и осмысленной жизнью”.

Самоорганизация помогает нам обеспечивать себе условия, чтобы реализовывать свои ценности и мечты. 

В мое определение самоорганизации завернуты два очень важных понятия: авторство и интенциональность. Синонимы “интенциональности” и “авторства жизни” — “субъектность” и “жизнетворчество”. 

Авторство (personal agency) — это 

  • способность оказывать влияние на собственную жизнь;
  • возможно, ключевой параметр психологического благополучия;
  • внутренний локус контроля, т.е. принятие ответственности за свои поступки и решения. Внешние обстоятельства существуют, но у нас есть выбор, как к ним относиться. Что мы чаще говорим себе: “Мне приходится” или “Я решил_а”? Авторство можно назвать позицией взрослого человека. Это то, что в книге Марии Хайнц и Ольги Мороз про семейный тайм-менеджмент называется  “позицией руководителя”, в отличие от “позиции исполнителя”. 

Если мы отказываемся от авторства своей жизни, мы тем самым отдаем это авторство на откуп кому-то еще. Противоположностью авторству является беспомощность. 

Понятно, что в каждой ситуации что-то от нас не зависит, на что-то мы повлиять не можем, но важно понимать, что все-таки зависит от нас и на что мы можем повлиять. Как пишет в одной из своих книг Джулия Моргенстерн, “Главное – устранить ощущение безысходности и не чувствовать себя жертвой обстоятельств, чтобы иметь возможность строить жизнь, которая подарит вам радость и удовлетворение”.

Позиция исследователя собственной жизни — форма реализации авторства жизни (одновременно укрепляющая авторство). 

  •  возможность и способность совершать выбор, т.е. представление (воображение) альтернативных вариантов, из которых мы выбираем (сопоставление того, что есть, с тем, что может быть/ могло бы быть), и наличие критерия для выбора (осознанного, но не всегда рационального; как правило, в качестве критерия выступают ценности и/или квазителесные ощущения). Когда у нас есть выбор, что делать, это повышает мотивацию (поэтому важно бывает составлять себе вариативный план: “сегодня я могу начать рабочий день с работы по проекту А, а могу — с работы по проекту Б”).
  • способность к действию. Барбара Шер пишет, что действие абсолютно необходимо людям, которые не знают, чего хотят, потому что действие, даже в неверном направлении, позволяет получить новую информацию, обратную связь от реальности; оно укрепляет ощущение компетентности и способности справляться, и выводит нас в большой мир, где у нас появляются новые шансы. 
  • ориентация на решение, вопрос к себе: “Как я могу в этих условиях делать то, что мне важно?” Авторство очень связано с ощущением надежды, оптимизма, веры в лучшее будущее, которого можно достичь посредством действий (в том числе систематических маленьких улучшений, как в методе кайдзен). 
  • взгляд на жизнь как на объект, произведение (как взгляд художника на картину, над которой он работает). Поиск призвания — это поиск того фрейма, рамки восприятия, которая позволит увидеть жизнь как произведение, а себя как автора. Но важно отметить, что можно ощущать и реализовывать авторство и без “призвания”; а вот “призвание” без авторства невозможно. Можно сказать, что призвание — это зов, призыв Чего-то Большего, и наш ответ “Я здесь, Господи”; важно, чтобы был этот “я”, — автор своей жизни, деятель, — который способен ответить на призыв. 

Для реализации авторства жизни необходимо быть открытым происходящему, признавать его, т.е. развивать осознанность. 

Авторство невозможно без рефлексивной позиции. Чтобы посмотреть на свою жизнь со стороны, как на произведение, и/ или увидеть различные возможные будущие и мочь совершить выбор между ними, важно выйти из потока переживаний. Укрепляя способность занимать рефлексивную позицию, мы укрепляем авторство. Рефлексивная позиция позволяет сопоставить происходящее с тем, что для нас важно, с нашими ценностями. 

С точки зрения нарративной терапии, авторство возможно тогда, когда человек отделяет себя от проблемных историй о собственной идентичности. Авторство укрепляется, когда наши поступки, направленные на воплощение предпочитаемой истории, оказываются засвидетельствованными и поддержанными другими людьми. Также для авторства жизни крайне важно, чтобы человек был сочувствующим свидетелем самому себе. Для того, чтобы быть автором своей жизни, действовать в соответствии с ценностями, нужно, чтобы эти ценности были сформированы на уровне истинных понятий (по Л.С.Выготскому), т.е. чтобы эти абстрактные понятия были внеситуативными и их можно было бы переносить из одного контекста в другой и там применять. Т.е. мальчик из примера, который приводит Выготский (“воля — это когда жарко, а я не пью воды”) должен мочь понимать для себя, что такое воля, и когда холодно, и когда “ни холодно, ни жарко”. 

Если у нас слишком много дел и мы погрязли в них, это приводит к ослаблению авторства жизни. 

Когда мы ориентируемся в своих делах и можем выбирать из них, что делать именно сейчас, и делать это очень хорошо (как проповедует Грег Маккеон в своей книге про эссенциализм), это укрепляет ощущение авторства жизни, а вместе с этим и повышает ее качество. 

Иногда наш протест против навязанного извне распорядка и дисциплины — это попытка отстоять свое право быть автором собственной жизни. Важно понять, правда, сколько лет той части нас, которая пытается отстаивать себя таким образом. Может быть, ей семь и она страшно не хочет приспосабливаться к школе, а нам сорок и мы все еще продолжаем пользоваться этими несколько устаревшими способами постоять за себя? 

Интенциональность — это способность осуществлять осознанное и произвольное проактивное действие, направленное на реализацию ценностей, намерений, смыслов, мечтаний и добровольно взятых на себя обязательств человека. Это действие, идущее “изнутри”, в отличие от идущей “на автопилоте” привычной реакции на стимул. Это действие, преображающее реальность, помогающее нам создавать вокруг себя оптимальную для себя среду обитания. Именно об интенциональности речь, когда мы проецируем свои намерения в будущее, строя долгосрочные планы, и когда мы в повседневности “сверяемся с курсом”, ориентируясь на свои ценности. 

Чтобы чего-то достичь, нам требуется упорство, сила воли, которые гораздо более доступны нам, когда то, что мы делаем, находится в согласии с нашими ценностями. 

“Вы уникальны, никогда не было и не будет второго такого, как вы, и ваша жизнь может заделать какую-то дыру в расползающейся ткани бытия. Но сама уникальность ничего не значит, если вы лишаете себя шанса сделать в мире что-то осмысленное. Сделайте видимым то, что без вас, возможно, никогда не было бы увидено. Сделайте первый шаг; вы и ваша жизнь стоите того, чтобы ради них рисковать”. 

         (из книги Райдера Кэрролла про метод Bullet Journal)

К интенциональности имеют отношение следующие вопросы, которые мы задаем себе:

“Каким человеком я хочу стать/ быть?”

“Какое наследие я хочу оставить по себе?” 

“Каковы ценности, с которыми я хочу сверяться в своих поступках?”

“Что мне делать, чтобы реально следовать этим ценностям?” 

“Как придать будущему такую форму, чтобы в него поместилось то, что действительно важно?”

“Какое место то действие, которое я сейчас осуществляю, занимает в бОльшей картине?”

“Что мне мешает жить так, как хочется и важно? Где мое слабое звено? Что можно улучшить, так чтобы в результате улучшилось все?”

Интенциональность — это осознавание, во что мы вкладываем самые драгоценные, ограниченные жизненные ресурсы — наше время и нашу энергию. Каждое наше решение — это решение, во что их вкладывать. 

Интенциональность помогает нам противостоять отвлечениям — важно сформулировать намерение, связанное с отвлечением (“Зачем я сейчас лезу в Фэйсбук (или в холодильник)? Что мне нужно? Могу ли я обеспечить это себе каким-то другим способом?”)

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: