Если я скажу “у меня (была) депрессия” и вы скажете “у меня (была) депрессия”, какова вероятность, что мы описываем идентичные переживания? Практически нулевая. Даже если мы с вами прошли скрининговый тест на депрессию и получили одинаковые баллы, это говорит нам только о том, что мы получили одинаковые баллы по этому тесту, а не о том, что у нас “одинаково выраженная депрессия”. Очень часто, когда мы обнаруживаем, что на какие-то переживания можно наклеить снаружи ярлык “депрессия”, это отсекает всю индивидуальную специфику этих переживаний.
Но в нарративном подходе считается, что индивидуальная специфика переживаний и их близкое к опыту описание очень важны. Почему? Потому что у каждого свои собственные истории, в которых депрессия выступает в качестве препятствия, не дающего двигаться в предпочитаемом направлении. Когда мы лучше понимаем специфику этого препятствия в конкретном жизненном контексте, его особые последствия, чему именно оно мешает и какие у конкретного человека есть особые умения и опыт, которые могут помочь справиться именно с этим препятствием, — у человека появляется система опор, позволяющая ему возвращать себе захваченные депрессией территории жизни, восстанавливать собственную агентность (способность действовать и оказывать влияние на жизнь) и оживлять “чувство себя”, позволяющее распознавать, что же относится к его предпочитаемым историям.
Один из способов описать депрессию близко к опыту (непростая задача, потому что депрессия часто старается показаться ничем и заблокировать способность человека знать) — это задействовать метафоры, спросить, на что похоже это переживание.
Это важно еще и потому, что образы никогда не полностью статичны, в них есть потенциал трансформации, который может нам помочь понять, что в этом конкретном случае может быть полезно делать, чтобы освобождаться от/ из депрессии.
Я очень люблю спрашивать людей, на что в их опыте похожа депрессия (…спасибо всем, кто уже мне отвечал!), и у меня в результате сложился некоторый список метафор. Он, естественно, не исчерпывающий, поэтому я приглашаю вас его дополнить. На что похожа депрессия для вас?
Что есть в моем списке:
Депрессия — это…
…воронка
…Слендермен
…анестезированность
…серое желе или серый кисель
…глыба грязного льда
…затерянность в космосе
…трясина
…серый клейкий свет
…зимняя берлога медведя
…Веном
…валун, который придавил
…энтропия, превращающая человека в нечто трухлявое внутри
…запертость в пластиковом шаре-зорбе
…железный занавес между человеком и миром (внешним и внутренним)
…ждун расплющенный
…тюрьма
…нечто, превращающее человека в труп или в робота
…антисвет
…заражение/карантин
…ощущение, как будто тобой играют в Sims
…дементор
…оставленность на обочине (“люди идут без меня”)
…тяжелое одеяло, которым тебя придавило и ты никак не можешь проснуться
…смрадный черный дым
…яма
…неприятная родственница, которая приезжает в гости надолго, критикует и обесценивает все твои усилия
…штрейкбрехер, который пытается сорвать твое выступление против притеснения
…вор, который ставит отводы от нефтепровода и сливает себе нефть
…русалка или сирена, на которую заглядываются и которой заслушиваются моряки, и их корабли разбиваются
…безуспешный поиск потерянного в темноте сокровища
…неудачная попытка побега из плена
Понятно ли, после того, как вы прочитали перечисление этих образов, каким образом в них может быть заключен потенциал трансформации?