Практика внимательности, учитывающая опыт травмы (часть 4)

первая часть 

вторая часть

третья часть

Четвертый принцип: практика в отношениях с людьми

Для людей, переживших травму, наиболее эффективной оказывается практика внимательности не в одиночестве, а в группе или в надежных отношениях с ведущим занятий. Создавая пространство для того, чтобы люди, пережившие травму, могли заниматься практикой внимательности с максимальной пользой, мы должны продумать, как именно мы будем обеспечивать наличие исцеляющего и поддерживающего социального взаимодействия. 

Безопасность является ключевым элементом практик, учитывающих опыт травмы. Когда мы в безопасности в отношениях с людьми, мы чувствуем, что нас видят и что люди делают то, что могут, чтобы защитить нашу жизнь, здоровье и достоинство. 

Травмирующий опыт оказывается максимально болезненным для людей, когда он происходит не в результате стихийного бедствия, например, а в отношениях с другими людьми. Чем более близким является человек, тем более болезненным оказывается травмирующий опыт, вызванный жестоким обращением, унижением или игнорированием со стороны этого человека. Тем более, если это жестокое обращение, унижение или игнорирование осуществляется намеренно, нарочно. Игнорирование не так заметно посторонним (и тем, кто его осуществляет), как насилие и унижение, однако оно тоже может ставить под угрозу жизнь, здоровье и человеческое достоинство. Если человек был травмирован игнорированием, практика в одиночестве может оказываться для него триггером ощущения покинутости, бессилия и незащищенности. 

Человек в состоянии разрегулировавшегося возбуждения нуждается в поддерживающем и регулирующем социальном взаимодействии, но часто не может сам инициировать контакт. В этой ситуации важно услышать голос другого человека, а еще лучше — не только увидеть лицо, но и встретиться взглядом; в идеале — и ощутить прикосновение. Коммуникация, помогающая нам вернуться в зону толерантности, часто невербальна. Когда мы сами в зоне толерантности, нам проще помочь другому человеку вернуться в его зону толерантности. Мы “регулируемся друг о друга” — контактом взгляда, расположением наших тел в пространстве, тоном и громкостью голоса. Мы можем предложить друг другу новую точку зрения и напомнить, что каждый из нас является частью чего-то большего, нежели мы сами. В групповом взаимодействии — например, занятиях ци-гун и тай-цзи-цюань, хоровом пении — происходит со-настройка ритма. Хотя специалисты по работе с травмой — важный элемент в социальной системе, поддерживающей исцеление, нужно, чтобы они были именно элементом в системе, а не считались “необходимой и достаточной” опорой для исцеления. Везде, где только возможно, важно вовлекать в работу семью и более широкую сеть социальных контактов. Важно предложить человеку, пережившему травму, встроиться в сообщество людей, у которых с ним есть схожий опыт — тогда он не будет чувствовать себя настолько одиноким и изолированным и будет знать, что его опыт выживания и пр. тоже может быть кому-то полезен — это поддерживает ощущение, что “все-таки не зря”. Когда видишь людей — или читаешь тексты людей — находящихся на разных этапах исцеления, это укрепляет веру в то, что исцеление возможно, и может помочь сориентироваться.

Как реализовывать практику-в-отношениях

  1. При наборе людей на занятия практикой внимательности, опрашивайте тех, кто хочет записаться, об их опыте, в том числе, травматическом

Треливен предлагает задавать людям, заинтересованным в занятиях практикой внимательности, следующие вопросы:

  • Занимались ли вы формальной практикой внимательности раньше? Когда, сколько? 
  • Какие у вас надежды и ожидания от этого курса? 
  • С какими жизненными сложностями вы сейчас сталкиваетесь? 
  • Есть ли какой-то прошлый опыт, который продолжает вызывать у вас тяжелые чувства в настоящем? 
  • Был ли у вас травмирующий опыт, и если да, продолжает ли он влиять на вашу жизнь в настоящем? (бывают ли у вас флэшбэки, кошмары, навязчивые мысли и состояния, трудности сосредоточения и переключения внимания)
  • Работаете ли вы сейчас с психологом или психотерапевтом, и если да, то знает ли этот человек о том, что вы собираетесь на этот курс?
  • Пытались ли вы когда-либо покончить с собой, и если да, готовы ли вы рассказать нам больше об этом?
  • Принимаете ли вы сейчас какие-то лекарства в курсе лечения соматических или психических заболеваний? Если да, напишите, какие именно.
  • Есть ли у вас какие-то особенности здоровья, о которых, как вы считаете, нам важно было бы знать? 
  • Есть ли что-то еще, о чем сейчас вам было бы важно сообщить нам? 

Изучив ответы на эти вопросы, ведущий курса может определить, кому из будущих участников будет полезен дополнительный предварительный контакт — емэйл, созвон, беседа. 

Для людей в остром травматическом состоянии, в состоянии ретравматизации, психической нестабильности или в состоянии риска самоубийства групповые занятия практикой внимательности противопоказаны. Лучше, чтобы с этими людьми ведущий поработал индивидуально. 

2) Привлекайте специалистов по работе с травмой

Специалист по работе с травмой нужен ведущим занятий практикой внимательности (1) чтобы направлять к нему участников по необходимости; (2) чтобы проходить у него супервизию; (3) чтобы у него учиться. 

Идеальный специалист, к которому стоит обращаться ведущим занятий практикой внимательности:

  • имеет специальную квалификацию именно в сфере работы с травмой;
  • может дать профессиональную оценку риска суицида, самоповреждения и других опасных ситуаций, связанных с проблемами психического здоровья;
  • сам имел опыт занятий медитацией и практикой внимательности и знаком с литературой и исследованиями в этой сфере;
  • понимает, как его собственное размещение в социуме (этническая принадлежность, пол, возраст, уровень образования, и т.п.) влияет на его восприятие травмы, и может оценить, какую роль в травмирующем опыте людей играет притеснение и маргинализация. 

Это очень высокие требования, и Треливен это понимает. Он подчеркивает, что профессионалам, работающим с теми, кто пережил травму, обязательно нужна команда. Поэтому он предлагает ведущим практик внимательности задуматься, 

  • есть ли у них в команде кто-то, кто может выступить в качестве ресурса помощи, источника поддержки для участников занятий, если кто-то из них столкнется с ретравматизацией;
  • есть ли у них прописанные протоколы действий на случай, если кому-то из участников во время занятий (или длительной программы) станет плохо и этот человек решит покинуть занятия, не дожидаясь их окончания;
  • какие меры принимаются, чтобы учитывать возможный опыт травмы в том, как организуются программы занятий практикой внимательности? 

3) Выстраивайте отношения с участниками до начала групповых занятий

Это предложение исходит от Триш Магьяри, психотерапевта, проводившей исследования факторов риска и поддерживающих факторов при занятиях практикой внимательности. Магьяри предлагает приглашать людей, у которых в опроснике, приведенном выше, выходит в фокус внимания трудная жизненная ситуация и/или опыт травмы, на индивидуальные встречи перед началом групповых занятий. В ходе этих индивидуальных встреч нужно определить, каковы потребности этого человека, что ему нужно, чтобы в ходе курса чувствовать себя в безопасности. Магьяри медитирует вместе с человеком на индивидуальной встрече и в последующей беседе выясняет, что было бы полезно сделать предварительно, чтобы групповые занятия практикой внимательности были максимально полезны и эффективны. (- например, работая с Донной Джексон Наказавой, Магьяри предложила ей предварительно проработать книгу или аудиокурс Тары Брах о сочувствии себе. — ДК) 

Такое предварительное выстраивание отношений помогает участнику чувствовать, что у него в любой момент в ходе занятий практикой внимательности есть выбор, что и как делать, чтобы это принесло максимальную пользу. 

4) Договоритесь с группой о правилах взаимодействия

Это достаточно типичные правила для любой группы, участники которой могут соприкоснуться с воспоминаниями о травмирующем опыте

  • Конфиденциальность (ничей чужой опыт не выносится за пределы группы)
  • Сказанное лично одному из ведущих может обсуждаться в команде ведущих
  • Бережное уважительное обращение всех ко всем, без оценок и непрошеных советов
  • В очном взаимодействии — в каждый момент говорит только кто-то один
  • Те, кто склонны говорить много, пусть говорят меньше; те, кто склонны говорить мало, пусть говорят побольше
  • Говорить о своем личном опыте, а не о “вообще” или о третьих лицах
  • Делиться личным опытом травмы, только спросив разрешения у собеседника, и если разрешение получено, выдавать этот опыт в “запакованном” виде, не вываливая конкретные болезненные детали. 
  • Выбор есть всегда — участник может не участвовать в конкретных практиках, если он чувствует, что они сейчас не будут ему полезны.

5) Встройте практику-в-отношениях в структуру длительных занятий практикой внимательности

  • Чередуйте групповые занятия в молчании с беседами с участниками (можно беседовать индивидуально, можно с маленькой группой);
  • Приглашайте обсудить опыт формальной практики с соседом;
  • Опционально: предложите бадди-систему (чтобы участники выбрали себе постоянного партнера на срок длительной программы практики внимательности и, используя какие-то наводящие вопросы, обсуждали бы друг с другом свой опыт);
  • Опционально: предложите участникам длительного курса практики внимательности быть друг для друга группой поддержки за пределами занятий;

Важно, чтобы при обсуждениях участники удерживали фокус внимания на том, что происходит здесь и сейчас (включая и переживания, связанные с травмой), а не втягивались в прошлые истории о травмирующем опыте. Важно, чтобы эти обсуждения возвращали людей в зону толерантности. Главное — сделать так, чтобы общения и межличностного контакта было достаточно, чтобы избежать пагубных эффектов практики в одиночестве. 

6) Освойте вмешательства, помогающие извлечь людей из флэшбэков

7) Продолжайте учиться работе с травмой

8) В частности, если есть возможность, Треливен рекомендует научиться работать с “внутренними семейными системами” (подход Ричарда Шварца)

(продолжение следует)

 

Практика внимательности, учитывающая опыт травмы (часть 4): Один комментарий

Оставьте комментарий