(размышления о разных способах взглянуть на депрессию, без претензии какого-то одного из них на «абсолютную истинность и исключение всех остальных способов»; смотрите, что вызывает у вас резонанс, ощущение возможностей — бывает полезно письменно исследовать, что в этом может быть важно)
…Давайте представим себе, что у нас есть “мешок с нечтом”, на котором сверху приколот ярлычок “депрессия”. И вокруг много разных, допустим, постаментов, и на них призмы. Мы можем переходить от одного постамента к другому, смотреть сквозь ту или иную призму и видеть в “депрессии” что-то специфическое.
Например:
сквозь призму традиционной китайской медицины мы можем увидеть, что депрессия — это стагнация ци, нарушение баланса инь и ян и регуляции пяти элементов в человеке-и-его-окружении; при этом люди с конституционально слабыми органами оказываются более подвержены депрессии в обстоятельствах, которые могут вести к нарушению баланса;
сквозь призму терапии внутренних семейных систем мы можем увидеть, что депрессия — это часть-защитник, оберегающая наши изгнанные раненые части от дополнительного ранения, а всю систему — от затопления интенсивными чувствами изгнанника;
сквозь призму интегративной физиологии мы можем увидеть, что депрессия — это физиологическое нарушение, которое связано с митохондриальной дисфункцией, воспалением, нарушением метаболизма гомоцистеина, нестабильностью уровня сахара в крови и т.п.; и все это может быть обусловлено пищевыми дефицитами, накоплением токсинов, гормональным дисбалансом, пребыванием в неблагоприятных средовых условиях и пр.;
сквозь макросоциальную призму мы можем увидеть, что депрессия — это неолиберальный фатализм (“не может отдельный человек ничего сделать, чтобы изменить мир к лучшему, нефиг и начинать”);
сквозь коммунитарную призму мы можем увидеть, что депрессия — это “синдром дефицита социальной включенности и социальной поддержки” в тяжелых жизненных обстоятельствах, стагнация-в-изоляции;
сквозь призму “Пути Героя” мы можем увидеть, что депрессия — это призыв к пробуждению, указание на то, что герой “застрял” не на своей дороге; или испытание пустыней (или схождение во ад); или фаза “куколки” в процессе преображения;
сквозь призму “техник себя” мы можем увидеть, что депрессия — это ответ на чувство личностной несостоятельности, вызванное сравнением с предписаниями дискурса “успешного успеха” («ты обязан стать уникальным собой и самореализоваться, а если ты не понимаешь, что это значит, то вот тебе чувство личностной несостоятельности»);
сквозь призму нейрофизиологии мы можем увидеть, что депрессия — это нарушение нейропластичности, определенный стабильный неправильный паттерн мозговых ритмов;
сквозь призму биомедицинского дискурса мы можем увидеть, что депрессия — это дефицит определенных нейротрансмиттеров;
сквозь призму когнитивной терапии, основанной на практике внимательности, мы можем увидеть, что депрессия — это отвращение к текущему опыту и неудачная попытка от него убежать, а также попытка “головой порешать проблему”, которая таким образом не решается;
сквозь призму бытовых стигматизирующих стереотипов мы можем увидеть, что депрессия — это дефект личности, который используется для самооправдания лени и недисциплинированности.
Что полезного дают нам разные способы посмотреть на депрессию? (если оценивать полезность в плане “возвращения надежды и упорства, восстановления способности влиять на собственную жизнь”)
В каких обстоятельствах могут быть более и менее полезны различные “призмы”?
Какие “призмы” я еще не упомянула?
АПД:
призма шаманизма — депрессия как утрата кусочка души
призма социального научения — депрессия как выученная беспомощность
призма гештальттерапии — депрессия как ретрофлексированная агрессия
призма психодинамической терапии — «застревание» чувств вместо динамики проживания (например, утраты)
призма христианства — депрессия как грех уныния, отпадение от Бога, духовное испытание («черная ночь души», очищение чувств на пути к Богу); иезуитская призма — депрессия как блуждание в тени собственного эго, когда мы развернулись спиной к Источнику Света